Ученые открыли новый метод лечения посттравматических расстройств, изучив гормоны стресса

МОСКВА, 16 апреля. /ТАСС/. Ученые Южно-Уральского государственного университета в составе международной группы исследователей создали новый метод лечения посттравматических расстройств без лекарств. Открытие стало результатом изучения феномена сниженного уровня "гормона стресса" у животных, которые в стрессовых ситуациях нападают на соперника, а не убегают, сообщает во вторник пресс-служба Российского научного фонда (РНФ). "Результаты нашей работы имеют практико-ориентированный характер. Мы наметили молекулярные мишени для будущего лечения ПТСР фармакологическими препаратами. Кроме того, мы разработали способ немедикаментозной коррекции расстройства путем умеренных тренировок на основе кислородного голодания и дали ему биологическое обоснование", - цитирует пресс-служба РНФ руководителя проекта, директора Высшей медико-биологической школы Южно-Уральского государственного университета Вадима Цейликмана. Посттравматические стрессорные расстройства - наблюдаемые у некоторых людей последствия психологических травм, сопровождаемые повышенным уровнем тревожности, ночными кошмарами и приступами непроизвольных воспоминаний. По данным исследователей, современные способы лечения не действуют в 40% случаев. Помочь создать эффективный препарат может более глубокое понимание молекулярных механизмов устойчивости к стрессорным расстройствам. Так, авторы научной работы сопоставили содержание гормонов и другие параметры у животных, которые восприимчивы и устойчивы к посттравматическим стрессорным расстройствам. Ученые изучили у подопытных животных, больных стрессорными расстройствами, уровень глюкокортикоидов (гормонов коры надпочечников), который в стрессовых условиях повышен. Однако авторы исследования заметили, что содержание кортизола, самого активного гормона коры надпочечников, у ряда животных было сниженным. Полученные данные стали основой новой экспериментальной модели заболевания. "В ходе исследования авторы регистрировали на бодрствующих животных спектроскопию ядерного магнитного резонанса в критических для развития расстройства структурах головного мозга. Результаты спектроскопии ученые сопоставляли с другими показателями и обнаружили, что сниженный уровень тревожности связан с низким уровнем глюкокортикоидов. Также они выяснили, что когда животные нападают на "врага", а не бегут от него, активность миндалины мозга - основного генератора тревожности - снижена", - говорится в сообщении. Работа проходила в сотрудничестве с учеными из Института цитологии и генетики СО РАН, Института лазерной физики СО РАН, Института общей и патологической физиологии, Института Северного Техаса, Дрезденского технического университета, Государственного медицинского университета штата Нью-Йорк, Королевского колледжа Лондона и Института профилактической медицины имени Вольфсона (Великобритания). Исследование было поддержано грантом Российского научного фонда.