Как мозг борется с преследующими нас страхами

Нейробиологи из Университета Техаса в Остине (США) обнаружили группу клеток в мозге, которые отвечают за внезапное появление страшных воспоминаний. По мнению экспертов, это открытие может привести к инновационным методам лечения тревожных расстройств, фобий и посттравматического стресса (ПТСР).

Как мозг борется с преследующими нас страхами
© Суть событий

В новой статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, исследователи описали идентификацию «угасающих нейронов», которые подавляют страшные воспоминания, когда они активированы, или позволяют им возвращаться, когда они «спят».

Со времен Павлова и его собак ученые знали, что воспоминания, которые, как нам казалось, остались позади, могут неожиданно появляться, подавляя так называемое спонтанное выздоровление. Однако, почему так происходит, — до сих пор оставалось загадкой.

«Часто случается рецидив первоначального страха, но мы очень мало знали об этих механизмах»,

- сказал Майкл Дрю, доцент нейробиологии и старший автор исследования.

«Подобные исследования могут помочь нам понять потенциальную причину таких нервных расстройств, как тревога и ПТСР, и они также могут помочь нам открыть новые методы лечения»,

- добавил он.

Одним из сюрпризов для Дрю и его команды было то, что клетки мозга, которые подавляют воспоминания о страхе, скрывались в гиппокампе. Традиционно ученые связывают страх с другой частью мозга - миндалиной. Однако гиппокамп, отвечающий за многие аспекты памяти и пространственной навигации, похоже, играет важную роль в увязывании страха с контекстом, например, связывая страшные воспоминания с местом, где они произошли.

Открытие может помочь объяснить, почему один из ведущих способов лечения, основанных на подобных нервных расстройствах, - экспозиционная терапия - иногда перестает работать. Экспозиционная терапия способствует формированию новых воспоминаний, которые могут переопределить первоначальную память страха. Например, если пациент начинает бояться пауков после того, как его укусят, к нему может быть применена экспозиционная терапия, во время которой специалист опустит ему на руку безобидного паука, чтобы заместить прежние страхи новыми воспоминаниями. Такие новые воспоминания называются «угасшими воспоминаниями».

«Угасание не стирает первоначальную память о страхе, а создает новую, которая подавляет или конкурирует с первоначальным страхом», - пояснил Дрю. «Наше исследование демонстрирует, что гиппокамп генерирует в памяти следы как страха, так и угасания, а конкуренция между этими следами гиппокампа определяет, выражен ли страх или подавлен»,

- отметил он.

Для своего эксперимента ученые поместили мышей в коробку и спровоцировали страх с помощью удара по ней током небольшого напряжения. После этого, когда одна из мышей находилась в коробке, она проявляла страх до тех пор, пока при повторном воздействии на коробку уже без тока у нее не сформировались угасшие воспоминания и она перестала бояться.

Ученые смогли искусственно активировать страх и подавить воспоминания о нем, используя методику под названием оптогенетика для «включения» и «выключения» исчезающих нейронов.

«Искусственное подавление этих так называемых исчезающих нейронов вызывает рецидив страха, тогда как их стимулирование его предотвращает»,

- заключил Дрю.

Ученые подчеркнули, что эти эксперименты открывают потенциальные возможности для подавления неадаптивного страха и предотвращения таких приступов, пишет MedicalExpress.