Ассоциированные с бессонницей гены уличили в связи с депрессией

От бессонницы страдает очень много людей. Чтобы исследовать связанные с ней гены, авторы статьи из Nature Genetics использовали данные из двух депозиториев — UK Biobank (в нем хранится информация о почти 400 000 человек) и 23andMe (около 950 000 человек), из Великобритании и США соответственно. Оказалось, что из более чем 1 300 000 человек бессонницей страдает каждый третий. Для разных стран средний возраст таких людей составляет от 45 лет до 60 лет. Ученые сопоставили содержащиеся в биобанках данные о болезнях и геноме страдающих от них людей. Проанализировав их, исследователи обнаружили порядка 12 000 связанных с бессонницей снипов (Single nucleotide polymorphism, SNP) — однонуклеотидных полиморфизмов, то есть последовательностей ДНК, различающихся только одним нуклеотидом. Эти снипы находились в 956 генах. Далее авторы работы проанализировали, какие из этих генов имеют отношение к мозгу. Проведя исследования на мышах, ученые нашли те гены, которые экспрессируются в головном мозге, а также выяснили, в каких частях мозга таких генов больше всего. В результате круг сузился до цифры в сорок генов. Они связаны в основном с работой полосатого тела мозга (стриатум), ограды (клауструма) и гипоталамуса. При этом известно, что повреждения стриатума могут вызывать бессонницу, а в гипоталамусе есть несколько ядер, контролирующих сон и возбуждение. Казалось бы, с генами, которые связаны с бессонницей, все понятно. Но среди ассоциированных с ней снипов нашли и те, которые прежде подмечали как связанные с тревожностью и депрессией. При этом связь между снипами бессонницы и такими проблемами как слишком раннее пробуждение или дневная сонливость ниже, чем с депрессией. По мнению авторов статьи, это сближает бессонницу с психическими расстройствами.