Ещё

Глава ТФОМС Свердловской области: лечить стали лучше 

На минувшей неделе Всероссийский союз страховщиков (ВСС) анонсировал появление в российских больницах специальных терминалов и телефонов для связи со страховщиками. По словам представителей ВСС, эта новация позволит каждому пациенту, не выходя из стен медучреждения, оперативно связаться со своей страховой компанией, выдавшей ему полис ОМС, получить совет, разъяснение или подать жалобу на клинику и врача. Специалисты уверены, что это выведет отношения страховой компании и гражданина на новый уровень, позволит человеку, получающему «бесплатную» помощь, чувствовать себя более уверенно и защищенно. Готовы ли свердловчане к такому диалогу? Комментирует директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Свердловской области Валерий Шелякин.
— Валерий Александрович, как в Свердловской области складываются отношения застрахованных со страховыми компаниями? Знают ли люди своего страховщика? Обращаются ли к нему за помощью?
— Да, это тенденция всех последних лет: люди узнали свою страховую компанию — и обращаются к страховщику за помощью и советом. Причем, судя по статистике, все чаще не в тот момент, когда столкнулись с отказом в оказании помощи, какими-то дефектами, нарушением этики со стороны медицинских работников, а еще до обращения в медицинскую организацию.
— И таких обращений много?
— Если говорить о жалобах, их порядка 1 тыс. в год, обоснованными признаются около половины. А обращений за консультациями, конечно, значительно больше: это вопросы прикрепления к медицинской организации, замены полисов, получение разъяснений о сроках и условиях получения той или иной помощи и так далее.
— Работа с жалобами и обращениями — это не единственная задача страховой компании?
— Не единственная и не основная — это, что называется, верхушка айсберга, которая видна пациентам. Страховщики ведут постоянную работу с регистром застрахованных, исключают из базы умерших, уехавших: это незаметный, но очень важный труд, который позволяет нам адекватно планировать объемы необходимой населению помощи, расходы на нее…. И, конечно, огромный блок работы страховых компаний связан с организацией и проведением экспертизы качества медицинской помощи. Коллеги анализируют около 200 тыс. историй (болезни — ред.) стационарных больных и более полумиллиона амбулаторных карт в год. При этом подход к оценке оказанной помощи становится все менее формальным: число выявляемых нарушений, непосредственно связанных с качеством медицинской помощи становится больше, а претензий к оформлению медицинской документации, напротив, все меньше.
— Это значит, что лечить стали хуже?
— Нет, как раз наоборот. Вы же наверняка помните, как больницы, пациентские сообщества ругали страховые компании за придирки, например, к почерку врача. Сейчас такие случаи происходят все реже. Кроме того, фонд (ТФОМС Свердловской области — ред.) все чаще ориентирует страховые компании на так называемую тематическую экспертизу, то есть предлагает обращать особое внимание на случаи лечения по видам заболеваний, наиболее влияющим на инвалидизацию и смертность: это онкология, сердечно-сосудистые заболевания и так далее. Последние годы мы активно развиваем экспертизу с использованием так называемого мультидисциплинарного подхода, когда одну историю лечения пациента анализируют специалисты разных профилей. При этом случай лечения коллеги изучают не целиком, а поэтапно.
Объясню, почему это важно. Например, мы видим в наших реестрах, что человек перенес инсульт, вылечился, а спустя год погиб от повторного инсульта. Начинаем «отматывать» эту историю назад и выяснять, как было в первый раз организовано лечение, была ли реабилитация после болезни, был ли взят человек на диспансерное наблюдение в поликлинике — и так далее. Это очень серьезная аналитическая работа, результаты которой доводятся до органов управления здравоохранением и становятся основой для принятия управленческих решений: где-то необходимо повышение квалификации специалистов, где-то дооснащение клиник. Пока такую многоэтапную экспертизу мы проводим только в части инсультов, на очереди — злокачественные новообразования и болезни системы кровообращения
— А результаты такой экспертизы уже видны? Лечить инсульты действительно стали лучше?
— Лучше, хотя это, безусловно, не заслуга только экспертизы. Тут совместная работа Минздрава, Фонда ОМС, страховых компаний, лечебной сети. У нас в области сейчас действительно «неплохие» — если это слово здесь уместно — показатели смертности от инфарктов и инсультов, они ниже тех целевых показателей, которые доведены до нас Федерацией в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение».
— А что касается других заболеваний?
— У нас непростая ситуация с онкологией, хотя в этом направлении тоже сделано очень многое. В этом году на лечение и профилактику злокачественных новообразований в свердловские больницы будет направлено более 5 млрд рублей средств системы ОМС: эта сумма более чем в полтора раза превышает показатели прошлого года и позволит лечить людей с использованием самых дорогих и современных схем химиотерапии.
Хотя, конечно, снижение смертности от онкологии в первую очередь зависит от профилактики и раннего выявления заболевания. Все знают, что какой бы современной ни была схема лечения, прогноз для пациента на первой и четвертой стадиях разный. В прошлом году Свердловская область участвовала в федеральном пилотном проекте по онкологии: с помощью информационных средств мы отслеживали, как быстро подтверждается заболевание после подозрения на злокачественное новообразование, как быстро пациента берут на учет, какие исследования и в какие сроки ему назначают. Благодаря этому многие организационные вопросы были решены — и я надеюсь, доступность такой помощи для населения вырастет. Но подчеркну еще раз: без онконастороженности самих людей, без их настроя на профилактику и регулярную диспансеризацию, эти меры — только борьба с последствиями
— Многие говорят, что были бы готовы проходить диспансеризацию, но это долго и неудобно: сложно получить талон к врачу, сложно отпроситься у работодателя…
— На самом деле, в последние несколько лет ситуация изменилась. Например, стандарт диспансеризации для молодого населения (до 45 лет) позволяет пройти все исследования за 1-2 визита — при условии, что у человека нет подозрения на серьезное заболевание или хронических патологий. Для более возрастного населения срок прохождения диспансеризации может быть дольше, потому что в стандарте появляются более сложные исследования и анализы, на выполнение которых чисто технологически требуется больше времени. Однако, это точно того стоит!
Кроме того, не надо забывать, что как раз страховые компании — главные помощники наших граждан в прохождении диспансеризации. Начиная с 2016 года, страховые представители II уровня связываются со своими застрахованными, напоминают в какие сроки и в каком объеме они могут пройти свой «чек-ап», предлагают удобное время. Если такого звонка, письма SMS-ки не поступало, каждый человек может сам обратиться в свою страховую и попросить помочь с организацией обследования. Это отличный, и что самое главное — действительно работающий инструмент, которым непременно нужно воспользоваться!
Справочно:
Диспансеризация — комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья. Право на прохождение бесплатной диспансеризации один раз в три года имеют право все жители Свердловской области от 21 года до 99 лет.
Пройти диспансеризацию может любой житель Свердловской области, если его возраст в 2019 году составит 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39, 42, 45, 48, 51, 54, 57, 60, 63, 66, 69, 72, 75, 78, 81, 84, 87, 90, 93, 96, 99 лет.
Имеются противопоказания к применению и использованию, необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалистов.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео