Бактерии не превращаются в космосе в «монстров»

Ученые выяснили, что космонавтам не угрожают никакие суперинфекты. Бактерии на Международной космической станции развиваются и мутируют в этой новой для себя среде, но, согласно исследованию, они не становятся более опасными для человека. Это хорошая новость для космонавтов, так как некоторые предыдущие исследования предполагали, что космические путешествия могут вызвать превращение определенных микробов в штаммы, более вредные для людей. «Было много разговоров о радиации, микрогравитации и недостатке вентиляции, а также о том, как это может повлиять на живые организмы, в том числе бактерии», - заявила ведущий автор работы, биолог, Эрика Хартманн. «Эти стрессовые, суровые условия» побудили исследователей задуматься, может ли путешествие в космос увеличить риск того, что бактерии превратятся в так называемые суперинфекты, которые нечувствительны к действию антибиотиков. В результате исследования, опубликованного в журнале mSystems, ученые пришли к отрицательному ответу, сказала Хартманн. В ходе научной работы специалисты проанализировали ДНК двух видов бактерий, которые побывали на МКС: Staphylococcus aureus (который обнаруживается на коже и вызывает стафилококковые инфекции) и Bacillus cereus (присутствует в пищеварительной системе и почве, обычно безвреден). Образцы обеих бактерий были собраны из окружающей среды на станции. Скорее всего, привезли их туда сами космонавты. Результаты показали, что, хотя эти бактерии мутировали не так, как их наземные аналоги, у них не было выявлено каких-либо явных генетических признаков супербактерий. На Земле, по словам исследователей, бактерии обычно «выпадают» из привычной для себя среды обитания — человеческого тела, и изменяются, чтобы приспособиться к неживым поверхностям. Но исследователей всегда беспокоил потенциальный риск мутации микроорганизмов в условиях космоса, где люди и бактерии в течение нескольких месяцев делят один и тот же воздух, что может привести к опасным последствиям. Как оказалось, несмотря на то, что бактерии все-таки мутировали, эти изменения не вызвали каких-либо отклонений, которые заставили бы их спровоцировать возникновение заболеваний, не поддающихся или трудно поддающихся лечению. Для космонавтов, которые отправятся в длительные путешествия, это хорошая новость. В то время как строгие карантинные процедуры НАСА перед запусками свели риск вспышки инфекционных заболеваний в космосе к минимуму, их перспектива возникновения в замкнутом пространстве космического корабля, летящем к Марсу, все еще тревожит ученых. Тем не менее, пока не было выявлено ничего, что могло бы усилить эту опасность в космосе, даже если у астронавта есть какие-то проблемы со здоровьем.

Бактерии не превращаются в космосе в «монстров»