Войти в почту

Рекламу лекарств пора ограничить

Пролетевшие телепраздники запомнились сокрушительным валом медицинской рекламы. Можно было подумать, что вся страна чихает, кашляет и мучается несварением желудка. Добрый сострадательный телевизор лечил все подряд – от ногтевого грибка до урагана в животе. Навязывал свою помощь сердцу, бронхам, печени и сосудам. Даже днем в праздники, когда к экранами прилипали дети, не стеснялся говорить о самом интимном. Особенно его заботили мужские проблемы с эректильной дисфункцией. На одном из каналов рекламировать возбуждающие средства поручили самому Деду Морозу, вызвав понятные эмоции в соцсетях. Хорошо, хоть Снегурочку освободили от демонстрации гигиенических средств с крылышками. Между тем, в Государственной думе давно лежит законопроект, призванный ограничить медицинскую рекламу на ТВ. Весной должны состояться парламентские слушания. Нынешняя лекарственная телевакханалия наглядно обнажила проблему. Ладно бы зрителя знакомили с достижениями современной фарминдустрии. Но нет, чаще всего ему навязывают давно устаревшие лекарства. Только теперь они выходят на рынок под новыми названиями в красочной упаковке. Еще больше рекламируется средств с недоказанной эффективностью. А люди телевизору доверяют, особенно старшее поколение, и пустышки выходят в лидеры продаж. У нас принято ругать самолечение – но «телелечение» ничуть не лучше. Да, реклама препаратов, отпускаемых в аптеках по рецепту, в России запрещена – это прерогатива специализированных изданий для врачей. Но за право раскручивать безрецептурные средства фарминдустрия и телевидение бьются насмерть. И миллионы людей покупают и пьют бесполезные или просто ненужные им препараты. Если такое «лечение» назначит врач, его за это не похвалят. А рекламщикам, получается, можно. Порой они просто несут околесицу – вроде рифмованной фразы про пищеварительный фермент, который будто бы «для желудка незаменим», а на самом деле к желудку не имеет никакого отношения. Одно из активно продвигаемых средств, разжижающих мокроту, имеет кучу всякой «побочки» – нейтрализует антибиотики, способствует образованию язв, а у пожилых - «заболачиванию» легких. Специалист назначит его с осторожностью – а безответственный рекламщик с легкостью, подстраховавшись мелькнувшими на мгновение фразами «имеет противопоказания» и «проконсультируйтесь у своего врача». Время от времени всплывает идея полного запрета рекламы любых препаратов – как, например, в Турции, где считают, что лечить должны врачи, а не телевизор. Это, наверное, излишне. Но правила размещения медицинской рекламы явно нуждаются в корректировке и контроле за их соблюдением. Должны быть прописаны обязательные пункты. Например, с какого года применяется действующее вещество конкретного лекарства? Прошел ли препарат клинические испытания? Только настоящие, «слепые», когда ни больной, ни врач не знают, что получает пациент – экспериментальное лекарство или плацебо. А препараты, «испытанные» лишь в своей институтской клинике, где врачи слишком хорошо понимают задачу, не должны рекламироваться по телевидению. Побочные действия и противопоказания надо давать крупными буквами и столько времени, чтобы зритель успел их прочитать и осмыслить. Иначе страна и правда не будет вылезать из болезней, о чем, наверное, втайне мечтают производители лекарств и телерекламы.

Рекламу лекарств пора ограничить
© Вечерняя Москва