ДНК-тесты порождают эффект генетического плацебо

Ученые сравнили эффект от получения информации о своих генах с плацебо. Согласно их выводам, работа тела может измениться лишь в ответ на знание об особенностях собственной наследственной информации. Результаты опубликованы в журнале Nature Human Behaviour. В последние несколько лет ДНК-тесты стали заметно дешевле, что позволило миллионам людей узнать о собственных генетических вариантах, влияющих на особенности физиологии и предрасположенность к некоторым заболеваниям. В новой работе ученые выяснили, что это знание может повлиять на состояние человека само по себе, вне зависимости от того, что показал тест ДНК. «Генетическая информация не только дает нам больше знаний о себе, — поясняет руководитель исследования Алия Крум из Стэнфордского университета (США). — Наша работа показывает, что это знание также может оказывать физиологический эффект на человека». В рамках исследования ученые наняли 116 людей младшего и среднего возраста, чтобы изучить с их помощью потенциал применения персонализированной медицины. Каждому из них сделали анализ гена CREB1, который связан со способностями к физическим упражнениям. Участники также занимались на беговой дорожке. Через неделю им сообщали о результатах анализа, но говорили не реальные данные, а случайно распределяли всех в две группы: одним сообщали о генетическом варианте, носитель которого быстро утомляется, а вторым — о гене с противоположным действием. Результаты оказавшихся в первой группе людей после этого стали хуже, причем даже у тех, у кого на самом деле был другой вариант гена. По сравнению с изначальными тестами на беговой дорожке их организм стал хуже выводить углекислый газ, легкие стали работать хуже. Испытуемые из второй группы стали бегать чуть лучше — тоже вне зависимости от настоящих генов, хотя эффект улучшения оказалось существенно слабее, чем ухудшение в первой группе. Кроме того, специалисты изучали эффект, который производило знание о гене FTO. Он влияет на чувство насыщения после еды, носители некоторых его вариантов предрасположены к ожирению. 107 людей также поделили случайным образом на две группы, одним сказали о генетическом варианте, который заставляет их чувствовать себя голоднее, чем люди в среднем после приема одинакового количества еды, а вторым — о варианте, благодаря которому чувство насыщения наступает быстрее. Затем им сказали выдуманные результаты тестов и попросили опять съесть ту же порцию еды и оценить уровень насыщения. Люди из первой группы не почувствовали особой разницы, а участники из второй группы отметили меньшую степень голода, а в их крови обнаруживался более высокий уровень связанного с чувством сытости гормона. Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

ДНК-тесты порождают эффект генетического плацебо