Ученые выяснили, что заставляет человеческий организм стареть

Эксперты испанского Национального центра онкологических заболеваний назвали девять процессов, которые происходят в организме человека по мере старения. По словам одного из авторов исследования Мануэля Серрано, несмотря на то что остановить эти процессы невозможно, их изучение поможет продлить молодость. Как восприняли открытие российские геронтологи и что действительно поможет отсрочить старость, выяснила корреспондент «ВМ». По словам Мануэля Серрано, в организме человека нет ничего, что улучшается с возрастом с биологической точки зрения. Как утверждает ученый, выявленные его коллегами процессы могут быть больше или меньше заметны в зависимости от образа жизни человека и генетики. Но происходят они всегда. Среди обозначенных факторов — накопление поврежденных ДНК, изнашивание хромосом, нарушение поведения и обновления клеток и так далее. — К старению приводит или реализация особой генетической программы, или процесс, схожий с изнашиванием, или их сочетание, — утверждает ученый секретарь Московского отделения Геронтологического общества при Российской академии наук Александр Халявкин. — Поэтому старение считается неизбежным. Это не так. Программа старения еще не найдена. А состарившиеся стволовые клетки, которые обновляют органы и ткани, в подходящих условиях функционируют, как молодые. Известны нестареющие многоклеточные организмы, от беспозвоночной гидры до млекопитающего грызуна голого землекопа. Но и они начинают стареть в неподходящих условиях. Причем, например, у гидры в этих условиях картина старения и смертности схожа с человеческой. Гены в основном влияют на межвидовую разницу в сроках жизни. И все же до сих пор наиболее значимым и радикальным остается полуфантастический, но очень простой вопрос: потенциально возможно ли победить старение? — На мой взгляд, вполне возможно, — говорит Халявкин. — Но вот общество к этому не готово. Хотя большинство геронтологов, скорее всего, думает иначе, часто путая следствия старения с его причинами. Немало разработок в области геронтологии в последние годы было сделано и российскими учеными. — В работе Губиной из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, выполненной с соавторами из нескольких стран, был показан важный результат: многопараметрическое сравнение долгоживущих и короткоживущих линий мух выявило основной узел сигнальных путей, которые позволили короткоживущим мухам, помещенным в привычные для них суровые условия обитания, жить дольше, чем в комфортных лабораторных условиях, — рассказал эксперт. — В нашей статье, вышедшей из Института биохимической физики РАН и ФИЦ ИУ РАН, показано, почему стареют люди, обладая всеми признаками потенциально нестареющих организмов. Во многих научных и учебных заведениях исследуются вопросы старения и долголетия. Но открытых вопросов по-прежнему много. КСТАТИ Ученые из Университета демографических исследований имени Макса Планка, изучив долгожителей, достигших 115 лет, так и не обнаружили ни одного качества, которое объединяло бы их всех, кроме хорошей наследственности. Однако любопытным явлением стал тот факт, что большинство долгожителей ели много шоколада. СТАРЕЙШИЕ ЛЮДИ МИРА 1. Жанна Кальман (21 февраля 1875 — 4 августа 1997) — 122 года 164 дня Француженка вошла в историю прежде всего как старейшая из когда-либо живших на Земле. После брака никогда не работала, курила до 117 лет, съедала килограмм шоколада в неделю, а в возрасте 110 лет и вовсе переехала в дом престарелых! Впрочем, на руку ей пошла генетика: в роду Кальман немало долгожителей. 2. Сара Кнаусс (24 сентября 1880 — 30 декабря 1999) — 119 лет 97 дней Является старейшей когда-либо жившей верифицированной гражданкой США. О ее образе жизни известно не так много. Правда, достоверен факт, что женщина не работала. Дочь ее также можно считать долгожительницей: Кэтрин прожила 101 год. 3. Наби Тадзима (4 августа 1900 — 21 апреля 2018) — 117 лет 260 дней Японка, замыкающая ТОП-3 долгожителей мира, стала последним верифицированным человеком в мире, родившимся в XIX столетии. Воспитала девять детей, 28 внуков, 56 правнуков и 35 праправнуков. 4. Дзироэмон Кимура (19 апреля 1897 — 12 июня 2013) — 116 лет 54 дня Еще один японец в списке долгожителей, он стал старейшим из когда-либо живших мужчин. 45 лет он проработал в местном почтовом отделении, а позже занимался хозяйством на собственной ферме. Сам Кимура объяснял свое долголетие физической активностью и умеренным питанием: «Нужно есть в меру, какой бы вкусной ни была еда». 5. Анищук Екатерина Трофимовна. (1903 — наши дни) — 115 лет Старейшая из ныне живущих жителей России. Уроженка Кузбасса, она является ветераном труда и труженицей тыла. К слову, всю жизнь прожила в родном городе.

Ученые выяснили, что заставляет человеческий организм стареть