Ученые выяснили почему у хаски «ледяные» голубые глаза

Необычную мутацию в геноме сибирских хасок открыли американские биологи. Этот геном отвечает за пронзительные голубые «ледяные» глаза. Как рассказали ученые, за 2 года работы им удалось собрать набор геномов собак и провести самое масштабное исследование. На данный момент ученые пытаются найти мутации и гены , которые связаны со многими изменениями в чертах собак и их предрасположенностью к различным болезням. Ученые сделали вывод, что люди смогли приручить собак еще в каменном веке, еще до масштабного одомашнивания других животных. Как объясняют многие исследователи, это произошло из-за всеядности предков собак, которые способны были питаться той же пищей, что и люди. Остается неясным, когда наши предки смогли приручить их, одни ученые считают, что это произошло 10-18 тысяч лет назад, другие утверждают, что это случилось более 36 тысяч лет назад. Сразу несколько регионов претендуют на роль родины собак, в том числе Европа, Алтай и Непал. Недавно ученым удалось выяснить, что все собаки произошли от одного общего предка. Это заставила американского ученого Аарона Сэмса и его коллег поглубже изучить генетику собак, для этого они помогали заводчикам точно установить породу собаки и узнать о возможных заболеваниях. Для этого они анализировали наборы мелких мутаций а их ДНК. За время работы у них собралась огромная коллекция геномов различных парод собак, это натолкнуло их на мысль решить одну из самых интересных загадок - как глаза сибирских хаски, одной из древнейших пород на земле, стали ярко-голубыми. Иногда голубоглазые собаки встречаются среди других пород, но это встречается крайне редко, в отличии от собак пароды хаски, там каждая вторая собака рождается с «ледяными» глазами. Ученые в ходе анализа всех генотипов пришли к выводу, что у всех голубоглазых собак произошли мутации рядом с генами PMEL17 и ALX4. Стоит отметить, что аномалии в устройстве последнего гена встречались почти у всех хаски, однако отсутствовали у остальных пород. При дальнейшем анализе стало очевидно, что часть этого гена увеличилось в два раза у голубоглазых псов, став длиннее примерно на 100 тысяч «букв»-нуклеотидов. Этот участок ДНК управляет активностью еще одного гена, который связан с работой меланоцитов, пигментных клеток глаз, кожи и других частей тела. Предполагается, что благодаря нему клетки радужной оболочки выделяют больше светлых пигментных молекул. Как отметили исследователи, открытие этого гена поможет проследить историю эволюции и приручения хаски, а заводчикам - понять, какие глаза будут у потомства, сообщает РИА.

Ученые выяснили почему у хаски «ледяные» голубые глаза