Раны можно лечить с помощью «перепрограммирования» клеток

Биологи Калифорнийского университета разработали новую методику лечения серьезных повреждений кожи, путем «перепрограммирования» живых клеток, присутствующих в открытой ране. В результате тяжелых ожогов, пролежней и диабета могут образовываться язвы, поражающие несколько слоев кожи. Помимо беловых ощущений, это может привести к инфицированию поврежденного участка. При глубоких ранах кожа не может самостоятельно регенерировать, а процедура пересадки требует много времени. Поэтому исследователи решили добиться преобразования существующих клеток открытой зоны в нужные "строительные элементы" для восстановления. Суть метода заключается в том, чтобы «перепрограммировать» функционирующие клетки в стволовые, которые затем смогут развиться в нужный тип защитных тканей. Для этого команда идентифицировала четыре основных белка, отвечающих за их идентификацию. С их помощью можно добиться превращения мезенхимальных клеток в базальные кератиноциты, которые затем создают все элементы здоровой кожи. Поперечное сечение регенерированной кожи с различными типами клеток. Зеленый – кератиноциты, красный – мезенхимальные клетки, синий – клеточное ядро, пурпурный – внутренний слой эпителия. Испытания на лабораторных мышах показали, что регенерация занимала 18 дней после местной обработки язвы. Новые клетки продолжали расти и соединяться с окружающими даже при больших ранах. Спустя 3 месяца исследователи не смогли обнаружить видимых рубцов, хотя они должны были присутствовать. Ученые пока не спешат делать громких заявлений, так как кожа грызунов отличается от человеческой, а сам подход еще требует проверки безопасности его применения в долгосрочном периоде. Однако они надеются, что новую технологию можно будет применять для регенерации трехмерных тканей, а не только отдельных типов клеток. Потенциально «перепрограммирование» можно также использовать для борьбы с раком и признаками старения. Медицина способна не только бороться с большинством видов рака, но и выявлять его за пять лет до наступления активной фазы. текст: Иван Маличенко, фото: Juan Carlos Izpisua Belmonte/CC BY-SA, TrendinTech

Раны можно лечить с помощью «перепрограммирования» клеток