Зомби-клетки и укорачивание хромосом: почему люди стареют

Наше тело меняется с возрастом. Мы можем заметить это по очередной морщинке или, например, по тому, что быстрее устаем. В 2013 году научный журнал Cell собрал группу ученых, чтобы выяснить, почему происходит старение. Исследователи назвали восемь возможных причин. Ошибки в ДНК В ДНК содержатся генетические инструкции для всех органов и систем организма. Со временем при образовании новых молекул ДНК могут возникать ошибки. В организме есть механизмы распознавания поврежденных молекул, состоящие из набора ферментов. Они могут разрушать или «ремонтировать» такие молекулы. Но этот механизм несовершенен, и незначительные повреждения могут остаться незамеченными. Некоторые геронтологи считают, что старение — это следствие накопления в организме таких ошибок. В результате клетка может стать раковой. Нарушение экспрессии генов В ходе экспрессии генов наследственная информация от гена преобразуется в функциональный продукт — РНК или белок. Группа белков в наших клетках отвечает за то, какие гены в итоге проявятся. Но по мере старения эти белки начинают работать менее точно, это может привести к сбою в экспрессии генов. Например, случайное изменение может привести к отключению гена, который помогает подавлять опухоли, и здоровые клетки могут переродиться в раковые. Хромосомы укорачиваются Теломеры представляют собой образования на кончиках хромосом, своеобразные защитные колпачки на концах каждой нити ДНК. Некоторые ученые сравнивают их с пластмассовыми наконечниками шнурков, которые не дают им изнашиваться. Каждый раз, когда клетки делятся, кончики хромосом укорачиваются. Потеря теломер может привести к неправильному делению хромосом. Они могут лишиться фрагмента или наоборот присоединить лишнюю частичку. Эти аномалии обычно убивают клетки или делают их опасными. Ученые выяснили, что если повысить у мышей уровень теломеразы — фермента, который может удлинить теломеры, продолжительность жизни животных увеличивается. Когда уровень теломеразы снижался, мыши умирали быстрее. Нестабильность белков В наших клетках постоянно производятся белки. Они контролируют почти все функции внутри клетки. Они передают сигналы, запускают и отключают некоторые процессы, используются как строительный материал в клетке. При этом отработанные белки должны вовремя удаляться из организма. Иначе они могут стать токсичными. К примеру, накопление бета-амилоидных белков в головном мозге приводит к потере нервных клеток и вызывает болезнь Альцгеймера. Клетки не умирают С возрастом в организме накапливаются стареющие клетки, которые не умирают, но уже не выполняют свои функции. Такие клетки перестают делиться и, кроме того, выделяют настоящий коктейль веществ, вызывающих воспаление. Ученые называют их «зомби-клетками». Исследователи выяснили, что устранение таких клеток у мышей, судя по всему, замедляет процессы старения. А когда эти клетки вводили молодым мышам, у них возникали различные воспалительные процессы, и это пагубно сказывалось на общем состоянии организма. Сейчас ученые разрабатывают препараты под названием «сенолитики», чтобы сократить количество стареющих клеток у пожилых людей. Нарушение обмена веществ Пожилые люди могут набирать вес не потому, что употребляют много жирной пищи, а потому, что клетки уже не справляются с переработкой жира и глюкозы. Это может повлиять на уровень инсулина в организме и привести к сахарному диабету. Ткани перестают обновляться Почти все ткани в организме в какой-то степени. С возрастом скорость обновления замедляется, а в организме накапливаются поврежденные ткани. Стволовые клетки в нашем организме способны превращаться в различные типы клеток. Таким образом, они способны «отремонтировать» некоторые ткани. По мере старения организма скорость деления стволовых клеток снижается, и поэтому некоторые ткани перестают обновляться. Сбои в общении между клетками Для того, чтобы наш организм работал как часы, клетки должны постоянно общаться друг с другом. Для этого они посылают сигналы через кровь и иммунную систему. С возрастом клетки становятся менее восприимчивыми к таким сигналам. А воспаление, которое вызывают стареющие клетки, еще сильнее блокирует связь между ними.

Зомби-клетки и укорачивание хромосом: почему люди стареют