Генетический тест выявил первую в России мутацию гена, вызывающую дегенерацию нейронов в детстве

Сотрудники Института биомедицинской химии, Научно-практического центра детской психоневрологии, Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова и некоторых других российских исследовательских учреждений описали случай пациентки с восковидным липофусцинозом нейронов 7 типа (NCL7), который изначально был диагностирован как синдром Ретта. Но генетическое тестирование обнаружило нарушения в строении гена MFSD8, связанные с липофусцинозом. 525-й нуклеотид в этом гене, аденин, был заменен в результате мутации на тимин. Найденный вариант мутации MFSD8 ранее не встречался. Научная статья опубликована в журнале BMC Medical Genetics. Восковидные липофусцинозы нейронов — это группа наследственных заболеваний, при которых в нервных клетках (а также клетках некоторых других типов) накапливается пигмент липофусцин и нарушается обмен сфинголипидов — важных компонентов системы передачи сигналов между клетками. Больные им страдают от мышечных судорог, потери речи и способности ходить, снижения интеллекта, и, как правило не доживают до половой зрелости. Типы этого заболевания отличаются тем, мутация какого именно гена его вызывает и, соответственно, скоростью развития симптомов. Само заболевание — наследственное, и вызывается тем, что ребенок получает от обоих родителей дефектную копию соответствующего гена. Восковидный липофусциноз нейронов 7 типа вызван мутациями в гене MFSD8. Это достаточно редкая разновидность липофусциноза, которая проявляется достаточно поздно — после двух лет. Девочка, с которой работали авторы статьи, была вторым ребенком в семье: ни у ее родителей, ни у старшего брата не было проблем с нервной системой. Однако в 2,5 года, получив незначительную травму пальца, девочка перестала разговаривать. Затем способность говорить восстановилась, но словарный запас у ребенка уменьшился. В 3 года у нее начались судороги, в 3,5 появились стереотипные (повторяющиеся) движения. Больной становилось все труднее общаться, ее ничего не интересовало. В 5 лет она перестала ходить. Магнитно-резонансная томография головы показала, что у девочки нарушено созревание коры больших полушарий, недоразвит мозжечок и нарушена структура белого вещества головного мозга. Нейропсихологи на основании перечисленных симптомов поставили ребенку диагноз «синдром Ретта». Это наследственная форма умственной отсталости, вызванная мутациями в гене МеСР2, играющем важную роль в формировании головного мозга. Она характерна только для девочек, и ее проявления сходны с описанным выше. Но когда больной провели анализ экзома, то есть «прочли» все содержавшиеся в клетках ее крови РНК, кодирующие белки с известными функциями — обнаружилось, что РНК, соответствующие гену МеСР2, у пациентки были такими же, как у здоровых детей, и, следовательно, ген не дефектен, а диагноз неверен. Нарушение обнаружилось в другой группе кодирующих белки молекул — РНК, соответствующих гену MFSD8. Это означало, что девочка больна не синдромом Ретта, а восковидным липофусцинозом нейронов 7 типа, ранее в России не зарегистрированном. И то, как именно отличается мутировавший MFSD8 при таких болезнях, до того момента никто не описывал. 525-й нуклеотид этого гена, аденин, у пациентки был заменен на тимин, из-за чего его РНК содержала преждевременный сигнал к остановке синтеза белка. Поэтому кодируемый MFSD8 белок получался короче, чем нужно. Известно, что он переносит различные вещества в лизосомы — ту часть клетки, где при NCL7 накапливается избыток липофусцина. Несмотря на то, что полученная информация не помогла вылечить ребенка (пока это в принципе невозможно), результаты исследования внесли свой вклад в диагностику генетических заболеваний. Чем раньше обнаруживать их у детей, тем быстрее можно начать поддерживающую терапию пациентов. Знать, какие мутации вызывают конкретные наследственные нейродегенерации, важно, т.к. симптомы этих болезней у детей часто накладываются друг на друга, и без анализа генетического материала очень сложно понять, чем на самом деле болен пациент. А от правильной постановки диагноза зависит успех терапии.

Генетический тест выявил первую в России мутацию гена, вызывающую дегенерацию нейронов в детстве