Войти в почту

«Сотрудники приходят и плачут». Зачем в «1С-Битрикс» наняли психоаналитика

Стресс входит в список главных заболеваний XXI века, по мнению World Health Organisation. Экономика планеты ежегодно теряет сотни миллиардов долларов из-за стрессов и выгораний сотрудников на рабочих местах. США оценивает потери в $300 млрд., Германия — в €29,2 млрд., Австралия — в AU$5,3 млрд., Франция — в €3 млрд. По данным Международной организации труда (МОТ), от стресса и выгорания ежегодно умирает 2,3 млн человек. Каждые 15 секунд кто-то прощается с жизнью прямо на рабочем месте. В нашей стране, по статистике Роструда за 2017 году, причина 83% случаев смерти россиян по болезни на рабочих местах — это заболевания сердца и сердечно-сосудистой системы. Продолжительный стресс приводит к психологическим деформациям крайней степени — депрессии и выгоранию. Фоном проходит «лечение» проблемы алкоголем, наркотиками и асоциальным поведением. Россияне совершенно точно входят в «группу риска» — мы уверенно держим шестое место в глобальном рейтинге стран-трудоголиков, работаем по 1985 часов в год и все равно отстаем по производительности от других стран, например, Евросоюза — на 81%. Психолог на войне Яркий факт — средняя продуктивность сотрудников, которые «отпахали» за неделю 55 и 77 часов будет примерно одинаковой. Но у трудоголика на 33% вырастает шанс «заработать» серьезное заболевание. На личном уровне мы тоже это признаем. 60% россиян считают стресс главным негативным фактором в своей работе, 60% всех прогулов также происходят из-за стрессов. Воспринимают ли владельцы и топ-менеджеры компаний проблему стресса, «офисного дискомфорта», жестоких дедлайнов или недружелюбного коллектива всерьез? Нет. В реальности она волнует только 14% российских руководителей. На самом деле транснациональные корпорации уже несколько десятков лет крайне серьезно относятся к проблеме ликвидации стрессов своих работников. Они прибегают к помощи штатных психоаналитиков. С 1940-х годов в психологии даже появилось отдельное направление — Industrial-Organisational Psychology (I-O psychology). Дисциплина появилась во многом благодаря американскому психологу Роберту Йеркесу. Во время Первой мировой войны он разработал тесты психологической совместимости Army Alpha и Army Beta. Эти документы помогли правительству США эффективно нанимать и распределять персонал в своей армии. Во время Второй мировой войны американское военное начальство снова привлекло Йеркеса и его команду для работы в вооруженных силах. Во время этой кампании он занимался вопросами морали и ментального климата в армейских подразделениях. Результат работы психолога в армии получился настолько впечатляющим, что услугами Роберта заинтересовались сразу два промышленных гиганта — Standard Oil и General Electric. Это — один из первых известных случаев доказанной пользы от работы психоаналитика в штате организации. Сегодня в США специалистов по I-O Psychology привлекают даже боссы футбольных команд NFL. Напомню, все 32 команды этой лиги входят в список топ-50 самых дорогих команд мира. В России услугами штатных психоаналитиков пользуются ЦБ, МВД, РЖД, Deloitte. Но массовой культуры «гигиены мозга» в нашем деловом мире пока нет. Владельцы и топ-менеджеры «подрабатывают» личными психоаналитиками для своих сотрудников. В итоге — страдает прибыльность компании и в какой-то мере — экономика всей страны. Личный опыт Есть много ситуаций, в которых человек сам себе не может помочь, а компания или сами руководители не могут разобраться. Кажется, все это — «личный мир» сотрудника, который, к слову, неизбежно влияет на бизнес. Ведь именно в этой области скрыт огромный потенциал для бизнес-успехов сотрудника. У многих сотрудников, после определенного уровня зарплаты, мотивация не работает линейно. Говорить об этом с боссом, как правило, он не хочет. Другая ситуация — у человека крах на личном фронте, он просто не может работать. В западной деловой культуре есть такое понятие — performance-менеджмент, цель которого оценить, растет или падает эффективность сотрудника. Если показатели падают, психоаналитик может сильно помочь разобраться в вопросе «Почему у сотрудника упали показатели?». Вы даже не представляете, сколько бизнес-процессов может застревать «внутри» корпорации из-за того, что менеджеры одного проекта не работают, а выясняют между собой личные отношения! В команде «Битрикс24» работала одна сотрудница техподдержки — большая умница и профессионал. Однажды она пришла ко мне увольняться: выяснилось, что клиент нанес ей тяжелую психологическую травму во время деловой переписки. Эта ситуация заставила меня задуматься о важности работы психоаналитика в компании. Особенно — в IT-компании или хедж-фонде с их огромными нагрузками на интеллектуальный и эмоциональный ресурс человека. Я принял решение провести внутри компании мощный эмоциональный эксперимент и ни разу не пожалел об этом. Разговор по душам Лично для меня, самый сложный этап эксперимента был в том, чтобы сказать топ-менеджерам, что им нужны услуги психоаналитика. Очень важно сразу «на берегу» объяснить сотрудникам разницу между психиатром, психологом и психоаналитиком. Психиатр занимается душевными расстройствами, психолог помогает, поддерживает и сопровождает, психоаналитик же помогает осознать существующую проблему. Это то, что нужно для несильно утомительных бесед в переговорной комнате на 1-2 часа в неделю. Чтобы не возникло недопониманий, я провел вводную лекцию, объяснил, зачем и почему этот проект важен, какую пользу он может принести каждому сотруднику, как сильно можно «прокачать» осознанность и личностный рост. Кто-то согласился сразу, кто-то сказал, что подумает. Кому-то хватило одного сеанса, кому-то оказалось недостаточно даже десяти встреч. Работы с психоаналитиком выстроили так: небольшую часть платы за услуги (500 рублей) человек должен был внести сам, остальное оплачивала компания. Продолжительность сеанса час. Разумеется, что вся информация, которую обсуждал сотрудник и психоаналитик, становилась строго конфиденциальной. Менеджер мог задавать во время сеанса абсолютно любые вопросы: и о работе, и нет. Большинство топ-менеджеров компании прошли в первую волну сеансов. Очередь дошла до руководителей среднего звена — тут то проект и показал просто невероятную пользу! Через несколько недель я уже увидел первые результаты в бизнесе. На большинстве собраний, совещаний и скайп-конференций сотрудники стали проще договариваться друг с другом, сократилось число ситуаций, когда коллеги переходили в открытую оппозицию. Другое наблюдение в ходе эксперимента связано с личной историей. Одному из руководителей не хватало внутренней уверенности в том, что он — босс, но по мере общения с психоаналитиком ситуация поменялась в лучшую сторону. Сотрудник стал более спокойным и уравновешенным и более уверенно справляться с задачами своего уровня. После этого я написал сообщение на всю компанию и пригласил поучаствовать в эксперименте всех сотрудников «1С-Битрикс». Мы создали в общем календаре регулярные слоты для сеансов. Очень скоро нагрузка на психоаналитика достигла такого уровня, что его пришлось взять на работу в штат. Сейчас его график расписана на три недели вперед. Выводы Что изменилось в нашей компании спустя год? Во-первых, заметно улучшился микроклимат, количество улыбающихся людей выросло в разы. Кроме того, наличие психоаналитика в штате оказалось важным дополнительным фактором для кандидата при выборе нового места работы, заметили наши HR-менеджеры. Точных замеров эффективности эксперимента пока не проводили. Но на будущий год планируем оценить некоторые бизнес-показатели, на которые прямо или косвенно влияет эта новая практика. Спустя 12 месяцев я спросил нашего психоаналитика, как она оценивает проект. «Это удивительно, — ответила она, — но люди очень часто находятся в таком эмоциональном и психологическом состоянии, что работать, кажется, просто невозможно. Есть сотрудники, которые просто приходят и плачут. В этих диалогах выкапывается огромный слой нерешенных проблем в семье и на работе». Все это колоссально влияет на работу. Социальная ответственность и забота компаний о психологическом комфорте своих сотрудников может приносить реальный экономический эффект, причем очень быстро. Мы не ставили никаких глобальных целей, но этот эксперимент с получился одним из самых мотивирующих проектов внутри нашей компании. Помимо решения базовых психологических проблем сотрудников, корпоративные психоаналитики учат анализировать психологические портреты потенциальных кандидатов в социальных сетях, помогают в подготовке рекомендаций для отделов кадров, подборе персонала, настройке и поддержки психологического климата в рабочих группах (в том числе — в период кризисов в команде). Также подобный специалист способен помочь адаптироваться новым сотрудникам, смотивировать прежних и поддержать их уровень здорового work-life balance, а также организовать и проконтролировать выполнение различных корпоративных программ по улучшению здоровья и здорового образа жизни для сотрудников. Это неограниченное поле задач и возможностей. Читайте также В добрый путь. Долгая дорога в офис мешает эффективной работе Советы выгорающим. Как не сойти с ума без деловой жизни