Бессонные ночи приводят к ожирению и диабету

Даже одна бессонная ночь влияет на обмен веществ у человека, причем изменения происходят на уровне ДНК. Длительные бессонницы или сменный график работы могут приводить к ожирению и диабету второго типа. К такому выводу пришли шведские ученые, проведя анализ тканей у здоровых людей после того, как они не спали целую ночь. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Advances. Известно, что при неправильном режиме сна (например, из-за бессонницы или каких-то внешних факторов) риск развития ожирения или диабета второго типа повышается. Исследования различных ученых уже показали, что между количеством сна и метаболизмом (обменом веществ) есть прямая связь — если спать меньше положенных восемь часов, то организм интенсивнее накапливает жир, а вот мышечную массу, наоборот, сжигает. Ученые из Уппсальского университета (Швеция) впервые показали, что причина этого в том, что изменяется выработка некоторых генов. Авторы провели эксперимент, в котором приняли участие 15 здоровых людей. В течение исследования волонтеры придерживались специально разработанного плана питания, а режим их сна ученые постоянно сбивали. Несколько ночей участники спали не менее восьми часов, а затем одну ночь не спали вовсе. Каждое утро ученые брали образец подкожно-жировой клетчатки и скелетных мышц, а также проводили анализ крови у участников эксперимента. Исследователи обнаружили, что после бессонной ночи в ДНК образцов ткани происходят изменения: к определенной части ДНК присоединяется метильная группа, которая «включает» или «выключает» какой-либо ген (этот процесс называется метилирование). Саму последовательность генов метилирование не затрагивает, но напрямую влияет на то, как будет вести себя каждая конкретная клетка и, в частности, — на ее метаболизм. Авторы также заметили, что в жировой и мышечной тканях метилирование происходит по-разному, причем для тех же генов, что и при диабете второго типа и ожирении. В дальнейших исследованиях авторы планируют изучить, как повлияет на организм не одна бессонная ночь, а несколько подряд. Более того, ученые надеются понять, можно ли «отоспаться» после ночи без сна так, чтобы нормализовать обмен веществ. По мнению авторов, просто сна для этого может оказаться недостаточно, понадобится изменять диету и делать физические упражнения. Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Бессонные ночи приводят к ожирению и диабету