Ученые выяснили, почему алкоголики считают водку более вкусной, чем сахар

МОСКВА, 22 июн – РИА Новости. Биологи из Швеции нашли в мозге крыс-алкоголиков особую цепочку нейронов, нарушения в работе которой заставляют их считать алкоголь более вкусным и питательным, чем сладкий сироп, говорится в статье, опубликованной в журнале Science. "Когда у человека формируется зависимость, он обычно хорошо осознает, что увлечение спиртным или наркотиками вредит ему и, скорее всего, послужит причиной его смерти. При этом он ничего не может поделать с этой проблемой – что-то "ломается" в его мозге, он теряет силу воли и продолжает плыть по течению", — рассказывает Маркус Хайлиг (Markus Heilig) из университета Линчепинга (Швеция). Алкогольный "дрейф" Хайлиг и его коллеги выяснили, где происходит эта "поломка" и нашли способ ее исправить, изучая другую проблему, связанную со спиртным – изменение пищевых предпочтений животных и людей-алкоголиков. Все люди, знакомые с пьянством или с сильно пьющими людьми, часто замечают, что увлечение высокоградусной выпивкой ведет к почти полному отказу от употребления пищи или же не заставляет их толстеть, несмотря на высокую калорийность спиртных напитков. Большим исключением здесь является пиво, любители которого быстро отращивают "пивные животики" и толстеют в других местах. Недавно ученые выяснили, что это происходит по той причине, что мозг алкоголиков начинает воспринимать спиртное в качестве "нормальной" еды, предпочитая его всем остальным видам пищи. Данное открытие натолкнуло команду Хайлига на мысль, что формирование зависимости может быть связано не только с неограниченным доступом к спиртному или наркотикам и их употреблением, но и с определенными изменениями в работе пищевых центров мозга. Они проверили эту идею, наблюдая за несколькими крысами, которых они предварительно научили пить раствор спирта, нажимая на определенный рычаг в их клетке. Когда грызуны стали алкоголиками, ученые предложили им "альтернативу" – воду, в которой было растворено большое количество сахарина, бескалорийного аналога сахара. Выключатель воли Большинство животных, как давно заметили ученые, фактически сразу переходит на сахарную воду при появлении такой возможности, однако примерно 10-12% из них продолжают пить спирт. Это число, как отмечают биологи, совпадает с тем, как много людей приобретает зависимость после серии попоек или продолжительного употребления тяжелых наркотиков. Изучая мозг подобных крыс-"алкоголиков", ученые обратили внимание на необычные изменения в работе генов в нервных клетках, обитающих в центрах вкуса, удовольствия и эмоций. В частности, у них резко снизилась активность тех участков ДНК, которые были связаны с работой "тормозящих" цепочек нейронов и удалением из них молекул гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), главного "тормоза" нервной системы. Совершив подобное открытие, биологи проверили, что произойдет, если заблокировать работу одного из таких участков, гена GAT-3, или принудительно включить его. Результаты этих опытов были потрясающими – "отключение" GAT-3 превратило нормальных крыс в алкоголиков, заставив их пить раствор спирта, а не сладкий сироп, а его активизация избавила вторую группу грызунов от зависимости. Подобный механизм приобретения тяги к алкоголю, как отмечает Хайлиг, очень хорошо объясняет то, почему миорелаксант баклофен, похожий по структуре на молекулы ГАМК, снижает тягу к спиртному и используется сегодня для лечения алкоголизма. Ученые раньше не понимали, почему он помогает избавиться от зависимости, и спорили, можно ли его вообще применять для борьбы с наркоманией и тягой к спиртному. Открытие Хайлига и его коллег показывает, что его более безопасные и менее неприятные аналоги, не имеющие столь же сильных побочных эффектов, станут первыми реальными лекарствами от всех типов зависимости, заключают авторы статьи.

Ученые выяснили, почему алкоголики считают водку более вкусной, чем сахар