Может ли пищевая сода вылечить ревматоидный артрит?

Фото: Flickr/Aqua MechanicalМожет ли пищевая сода вылечить ревматоидный артрит?Пищевая сода, благодаря ее антацидным свойствам, широко используется в качестве домашнего средства. Однако она имеет и другие преимущества. Авторы нового исследования объясняют, почему пищевая сода оказывает эффективную помощь в лечении аутоиммунных заболеваний, таких как ревматоидный артрит. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Journal of Immunology. Фото: Flickr/Aqua Mechanical Актуальность проблемы Пищевую соду, или бикарбонат натрия, обычно используют для приготовления домашней выпечки. При этом ее также применяют при различных состояниях. Например, половина чайной ложки пищевой соды зачастую используется для облегчения изжоги или кислотного рефлюкса, ее также используют для отбеливания зубов. Материалы и методы исследования Пол О’Коннор (Paul O’Connor), физиолог из Университета Августы (Augusta University), исследовал эффективность соды сначала на крысах, а затем на людях. Результаты научной работы Эксперименты показали, что сода дает сигнал специальному типу клеток, называемых «мезотелиальными клетками», сообщая им, что в организме все хорошо, это делает атаку иммунной системы ненужной. Таким образом, предотвращаются «вредные» аутоиммунные реакции. Мезотелиальные клетки выстилают поверхность брюшины, плевры, перикарда и других серозных оболочек. Они не только предотвращают слипание органов и других внутренних тканей, но и выполняют другие функции, не все из которых подробно изучены. Важнейшая их функция — участие в воспалительных реакциях; они продуцируют провоспалительные цитокины, ростовые факторы и белки внеклеточного матрикса для восстановления серозной оболочки. Пищевая сода при помощи мезотелиальных клеток «успокаивает» селезенку, что угрозы нет. Поэтому они, в свою очередь, не активируют «армию» макрофагов и лейкоцитов, которым поручено очищать потенциально опасный клеточный детрит. «Конечно, употребление бикарбоната влияет на селезенку, и мы думаем, что в этом процессе участвуют мезотелиальные клетки», — объясняет О’Коннор. Так что же происходит? Авторы исследования обнаружили, что у тех, кто выпивал раствор пищевой соды, наблюдался сдвиг в отношении видов иммунных клеток, активированных в селезенке. Провоспалительные макрофаги (М1) уменьшались, а количество противовоспалительных клеток (М2) увеличивалось. Те же самые клетки также наблюдались в крови и почках, также пищевая сода используется для лечения хронического заболевания почек. Эта идея побудила авторов нового исследования изучить механизмы, с помощью которых это соединение могло бы улучшить функцию почек. «Мы начали думать, как вылечить болезнь почек с помощью соды?», — говорит О’Коннор. Сначала исследователи проанализировали влияние раствора пищевой соды на крысах с заболеванием почек, а затем на здоровых крысах, которые выступали в качестве контрольной группы. Тогда исследователи заметили, что уровень клеток М1 в почках снизились, в то время как клетки М2 увеличились как у здоровых, так и у больных крыс. И именно этот сдвиг означал, что пищевая сода может влиять на воспалительную реакцию на клеточном уровне. Когда исследователи попросили людей выпить раствор пищевой соды, стало очевидно, что противовоспалительное действие этого вещества наблюдалось как в селезенке, так и в крови. «Переход от воспалительного к противовоспалительному профилю наблюдается повсюду. Мы обнаружили это в почках, мы наблюдали это в селезенке, теперь мы видим это в периферической крови», — говорит Пол О’Коннор. Одним из основных открытий было то, что именно мезотелиальные клетки участвовали в передаче противовоспалительного сигнала. Рабочая гипотеза заключалась в том, что сигналы передавались соответствующим клеткам через блуждающий нерв — длинный черепно-мозговой нерв, который сообщается с сердцем, легкими и различными органами брюшной полости. Но результаты исследования показали, что эта гипотеза неверна. Когда ученые попытались перерезать этот нерв, это не повлияло на поведение мезотелиальных клеток. В результате этого стало очевидно, что данные клетки имели другую связь с органами, которые они выстилали, чем считалось ранее. «Мы считаем, что холинергические сигналы, выступают посредниками этого противовоспалительного ответа, и передаются не через блуждающий нерв, иннервирующий селезенку, а через мезотелиальные клетки, которые формируют эти связи с селезенкой», — объясняет О’Коннор. Результаты дают ответ, почему пищевая сода может помочь при аутоиммунных заболеваниях, включая ревматоидный артрит. «Это действительно безопасный способ лечения воспалительных заболеваний», — заключает О’Коннор. Авторы другого исследования утверждают, что ревматоидный артрит может повысить риск ХОБЛ. Литература Ray S. C. et al. Oral NaHCO3 Activates a Splenic Anti-Inflammatory Pathway: Evidence That Cholinergic Signals Are Transmitted via Mesothelial Cells //The Journal of Immunology. – 2018. – С. ji1701605.

Может ли пищевая сода вылечить ревматоидный артрит?