Нейробиологи усомнились в способности нейронов гиппокампа восстанавливаться

Новое исследование ученых из университета Сан-Франциско подливает масла в огонь непрекращающихся споров о том, обновляются ли нейроны человеческого мозга. Статью о работе можно прочитать в свежем выпуске журнала Nature. Только недавно многолетняя догма о том, что нервные клетки не восстанавливаются, была опровергнута учеными. Субгранулярная зона гиппокампа была объявлена очагом регенерации, а появление в ней новых нейронов быстро связали с обучением и запоминанием. Некоторые исследователи говорили о сотнях новых нейронов в зубчатой извилине человека в день, другие указывали более скромные цифры Однако новая работа, основанная на анализе 59 образцов тканей гиппокампа, не помогла найти в гиппокампа взрослого человека следов появления новых нейронов. Есть вероятность, что там они вообще не возникают. У новорожденных дело обстоит иначе: в каждом квадратном миллиметре ткани можно найти целых 1618 молодых нейронов. Но уже к годовалому возрасту это количество снижается в пять раз. Еще в 23 раза скорость образования новых нервных клеток снижается к семи годам. В мозге подростков удалось найти лишь 2,4 юных нейрона на квадратный миллиметр ткани, а в тканях мозга взрослых их и вовсе не оказалось. Эти данные подтверждают и исследования стволовых клеток, из которых формируются новые нейроны. До рождения человека такие клетки присутствуют в мозге в изобилии, но уже в раннем детстве их количество резко снижается. Результаты исследования породили множество новых вопросов. С одной стороны, еще нельзя окончательно утверждать, что новые нейроны никогда и ни при каких обстоятельствах не появляются в гиппокампе взрослых. Но как доказать это, тоже не совсем ясно. С другой, эта новость может расстроить тех, кто искал способы лечения болезней, опираясь на нейрогенез (появление новых нервных клеток). С третьей, если мозг работает без обновления нейронов, то как он это делает? Найти ответы только предстоит. Тем не менее, работа вызвала настоящий переполох в научной среде. Например, Джейсон Снейдер, нейробиолог из университета Британской Колумбии, опубликовал на страничке своей лаборатории разбор статьи с кричащим названием «WTF! No neurogenesis in humans??» («Чоблин! У человека нет нейрогенеза??»).

Нейробиологи усомнились в способности нейронов гиппокампа восстанавливаться