Войти в почту

Курганские СМИ ополчились на шарлатанов от медицины

Интересно, прошло больше ста лет, но особо ничего не изменилось. Зарабатывание денег любым способом, даже путем обмана больных и немощных людей, широко распространенное явление в наши дни, было распространено и в начале прошлого века. Газеты, особенно центральные, пестрели рекламой о чудодейственных лекарствах и препаратах, которые не приносили больным никакой пользы, а иногда, наоборот, вредили их здоровью. Дабы обезопасить курганцев от подобного рода шарлатанов и их продукции, местные газеты печатали вразумительные статьи, предостерегающие их от покупки всякого рода сомнительных лекарственных препаратов. Приведу небольшие отрывки из статей про «лекарей» – шарлатанов, которые публиковались в газете «Курганский вестник» в 1913 году. «Врачебное шарлатанство». «На глазах у всех, среди белого дня, бесцеремонно и жестоко эксплуатируется больной человек. Изо дня в день в газетах и журналах появляются широковещательные объявления о новоизобретенных лекарственных средствах и приборах, якобы излечивающих быстро и радикально наиболее тяжелые болезни, требующие для излечения или облегчения страданий заболевшего продолжительного воздействия средств научной медицины. Речь чаще всего идет об излечении чахотки, сифилиса, триппера, половой слабости, рака, запоя и прочего. Охота на карман больного ведется умело и настойчиво. С целью воздействовать на публику авторитетом высшего медицинского учреждения, средства эти проводятся через Медицинский Совет в качестве невинных полосканий для зубов, косметических препаратов, а затем уже с подзаголовком «С разрешения Медицинского Совета» восхваляются в качестве чудесных средств против одной из вышеперечисленных болезней. Для более успешного улавливания публики объявители возвещают, что средство вышло из «лабораторий», обыкновенно никому не ведомых: (лаборатория «Кальтоко», «Нью-Йоркский институт знания» и т.п.) к средствам пристегивают имя не существующего профессора, или доктора (профессор Маркони, Бибер, Вагнер и т.д.). Текст рекламы украшается сообщениями, что средство это выпущено в обращение «после целого ряда научных исследований», «после долговременного испытания в клиниках и больницах», хотя ни одного научного сообщения об этом средстве не имеется, ни одного испытания в клиниках с ними сделано не было» . Далее в рекламах идут отзывы «князей, врачей, фельдшеров, священников, атаманов и артистов», восторженные благодарности не существующих пациентов, даже портреты лиц, излечившихся, например, от половой слабости. Стремление обосновать, якобы научно свои средства, обнаруживает крайнее невежество и безграмотность изобретателей, рассчитывающих на невежество и легковерие публики: здесь и рисунки чудовищных бацилл в виде скорпионов, здесь и сообщения, что данное средство превращает хрящ в мясо, что от впускания капель в глаза, последние делаются чище и дальновиднее» . Но, видимо, больные жаждали исцеления любой ценой, и, количество, попавшихся на удочку шарлатанов только увеличивалось. «Обилие подобного рода конкурирующих между собой объявлений показывает, что улавливание публики идет успешно, и игра на невежество и легковерие, оправдывает расчеты предпринимателей. К сожалению, от этого страдает не только карман больного человека, но и его здоровье. Больные бросаются на эти средства, обещающие быстрое и радикальное исцеление, пропускают дорогое время для действительного лечения, и, когда, разочарованные в самозваных целителях, обращаются за врачебной помощью, бывает уже слишком поздно. Чем дальше, тем характер этого обмана становится все беззастенчивее. Создаются особые «популярно-медицинские» журналы, специально для рекламирования подобного рода средств, издаваемые, нередко фабрикантами же новых средств: «Будьте здоровы», «Вестник здоровья», «Гербарий» и прочие, организуются лечебницы, привлекаются к этому делу даже врачи, из тех, конечно, которые продают предпринимателю свое высокое призвание и честь» . В итоге, российское медицинское сообщество решило начать борьбу с лекарями — самозванцами и шарлатанами. «Разыгравшаяся вакханалия достигла таких пределов, что дальнейшее молчание кладет пятно и на тех, кто не возвышает голоса с целью предостеречь публику от беззастенчивых эксплуататоров. Редакторы медицинских изданий в Петербурге на совещании 6 мая 1912 года решили положить начало систематической борьбе с этим злом, наносящим крупный, нередко непоправимый вред здоровью населения. Намечен ряд мер для этой цели и прежде всего – привлечение к участию в этой борьбе представителей печати, вразумление лечащейся публики путем соответственных обращений к ней и учреждению особого Общества для борьбы с лечебным шарлатанством во всех его формах и проявлениях. Начинается борьба с алчными искателями наживы за счет больного человека» . Прошло более ста лет, но особо в сознании людей ничего не поменялось. Как и прежде они бросаются на любое, даже самое сомнительное лекарство, обрекая себя порой на еще большие страдания. Жаль, что сейчас не создается Общество, способное помешать фармакологическим компаниям «впаривать» населению «целебные» препараты. Использовано изображение кадра из видео популярного Youtube-канала о науке и технологиях QWERTY

Курганские СМИ ополчились на шарлатанов от медицины
© Уральский меридиан