Сибирские генетики раскрыли механизмы «непослушного» ожирения

Оказалось, что при наступлении старости многие грызуны становятся склонны к ожирению из-за изменений в экспрессии определенных генов, и набор лишнего веса у них невозможно остановить правильным питанием. Вероятно, нечто подобное происходит у ряда людей. Исследование провели эксперименты на лабораторных мышах линии C57Bl. В норме шерсть этих грызунов черная; такие мыши составили контрольную группу. Особи, несущие мутацию Yellow, имеют желтую окраску шкурки и склонны к ожирению. Они составили экспериментальную группу. Именно у них определяли активность генов, чьи продукты участвуют в процессах обмена углеводов и липидов, а также формирования жировой ткани. В работе использовали только самцов, так как по сравнению с самками у них более «ровный» обмен веществ, не подверженный изменениям из-за циклического колебания уровня половых гормонов. Каждая мышь жила в отдельной клетке и питалась сбалансированным кормом. У людей еду такого состава назвали бы правильным питанием. То есть пища не должна была служить причиной накопления лишнего веса. Лабораторные мыши живут в среднем год. У каждого грызуна брали пробы биоматериала несколько раз, на каждом этапе жизни. Обычно мышей делят на детенышей, «ранних взрослых» и взрослых, однако в рамках данного исследования авторы выделили больше возрастных категорий. Это были молодые (до 10 недель), «ранние взрослые» (10−15 недель), взрослые (15−30 недель) и старые (от 30 недель) мыши. Ученые обратили особое внимание на то, как меняется активность генов у зверьков с мутацией Yellow при переходе от зрелости к старости. Выяснилось, что ближе к 30 неделям у многих мутантных, склонных к ожирению мышей нарушается метаболизм глюкозы — основной пищи клеток. Кроме того, выработка жира в их клетках становится более интенсивной. Все это происходит за счет снижения активности генов, чьи белки участвуют в переработке глюкозы, и повышении активности генов, отвечающих за образование жиров и подобных им веществ. Вероятно, у некоторых людей тоже происходят подобные процессы, из-за чего к старости они неизбежно набирают вес даже при здоровом образе жизни. Научная статья по результатам исследования опубликована в журнале Scientific Reports. Также недавно биологи научились превращать плохой жир в хороший.

Сибирские генетики раскрыли механизмы «непослушного» ожирения