Ученые нашли ген, виновный в ожирении

Физические упражнения могут помочь предотвратить ожирение, но иногда избыточный вес не поддается контролю. Новое исследование подтверждает: избыточный вес — это не всегда вина человека! Генетическая мутация может влиять на то, сколько килограммов мы набираем. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые нашли ген, виновный в ожирении
© Medical Insider

Актуальность проблемы

Ожирение приносит вред нашему здоровью, и мы стараемся держать свой вес в норме. Для этого используем диету, физические упражнения и многое другое. Но существует ряд факторов, которые мы не можем контролировать. Новые исследования подтверждают: генетическая мутация контролирует наш вес. Более того, ген, о котором идет речь, возможно, эволюционировал, чтобы мы были в безопасности во время голода. Так что, если вы действительно хотите кого-то обвинить — то можете обвинить эволюцию.

Какой ген виноват в ожирении?

Ученые обнаружили, что мыши, которые имеют мутации в гене под названием Ankyrin-B, толще, чем мыши, у которых нет мутации гена. Ankyrin-B можно обнаружить в тканях организма.

Эффект мутации этого гена впервые заметил несколько лет назад Джейн Хили (Jane Healey), аспирант, работающий с доктором Ванном Беннеттом (Vann Bennett). Что интересно, этот ген был впервые обнаружен более 30 лет назад доктором Беннетом.

Материалы и методы исследования

Чтобы выяснить, почему мыши с этой мутацией толще своих собратьев-грызунов, Хили «смоделировал» мышей, которые имели человеческие варианты гена Ankyrin-B. К своему удивлению, исследователи обнаружили, что эти мыши быстро поправлялись! Грызуны хранили свои калории в жировой ткани, вместо того, чтобы распространять их на другие ткани, где они были бы сожжены для создания энергии.

«Проблема в том, — объясняет доктор Беннетт, — что мы до сих пор не знали, как работает этот ген. Существует распространенная теория, что к ожирению приводит аппетит и центр контроля аппетита, которые находятся в головном мозге. Но что если причина ожирения не только хороший аппетит».

Чтобы узнать это, Беннетт вместе с Дамарис Лоренцо (Damaris Lorenzo) из университета Северной Каролины (University of North Carolina) в Чапел-Хилл приступили к новому исследованию.

Как ген может привести к ожирению?

Исследователи повторили некоторые из предыдущих экспериментов и выяснили, что жировых клеток было вдвое больше у мышей с мутацией гена, хотя мыши занимались спортом и питались таким же количеством пищи, как и обычные мыши.

«Мы узнали, что увеличение накопления липидов в жировых клетках приходилось на печень и мышцы», — объясняет профессор Лоренцо. «Аномальное накопление жира в этих тканях привело к воспалению и нарушению реакции на инсулин — признак диабета 2 типа».

Подобные события происходят часто у людей, и именно поэтому ожирение может быть вредным для здоровья.

На самом деле эксперименты показали, что мутация или удаление гена Ankyrin-B изменяет другой белок, который открывает ворота для сахара в крови, чтобы попасть в жировые клетки.

«Мы обнаружили, что мыши могут страдать ожирением, даже если они едят мало, и что есть основной клеточный механизм, который объясняет увеличение веса. Этот ген может позволить нам выявить группы риска у людей, которые должны следить, сколько калорий они потребляют, и больше заниматься спортом, чтобы держать свой вес под контролем», — говорит доктор Беннетт. «Мы считаем, что этот ген, возможно, помогал нашим предкам накапливать энергию во время голода. В настоящее время, когда еда доступна, Ankyrin-B вызывает ожирение».

В будущем доктор Беннетт планирует выявить людей с этими генетическими вариантами, чтобы увидеть, как они влияют на обмен веществ.

Авторы другого исследования утверждают, что ожирение может продлить жизнь больных c раком почки.