Ученые нашли способ лечения рака алкогольными инъекциями

Американские исследователи из Университета Дьюка предложили лечить злокачественные опухоли с помощью смеси этанола с этилцеллюлозой, вводя пациентам так называемые «алкогольные инъекции». Результаты первых опытов, проводимые на хомячках, показали эффективность нового метода, о чем сообщила пресс-служба Американского совета по науке и здоровью.

Найден новый способ лечения рака
© РИА Новости

Смысл идеи заключается в создании доступной терапии, которую сможет позволить себе любой пациент. За основу инъекций взят этанол (этиловый спирт) – дешевое и широко распространенное вещество. По словам ученых, такая процедура обойдется онкобольному всего в $5.

Почему алкоголь?

В основу метода положен принцип обезвоживания клеток при воздействии на них больших доз этанола. При непосредственном контакте с этанолом, по задумке ученых, раковые клетки должны обезвоживаться и отмирать. Для тестирования препарата были использованы хомяки с раком полости рта.

Сначала больным животным вводился чистый этанол, что никак не повлияло на состояние здоровья грызунов. Увеличив дозу вещества, до объема в четыре раза превышающего объем опухоли, ученым удалось добиться положительных результатов - 4 из 12 хомяков за неделю выздоровели.

Однако на этом этапе разработчики столкнулись с проблемой: если опухоль не имела четких границ, то этанол растекался и поражал соседние здоровые ткани. Решить ее удалось смешав этанол с этилцеллюлозой. Полученный раствор, при попадании в водную среду опухоли превращается в устойчивый гель и не затрагивал соседние органы.

Последний способ оказался самым эффективным: у шести из семи хомяков через неделю наблюдались улучшения, а на восьмой день эксперимента все опухоли регрессировали.

Что хорошо животному, не факт, что поможет человеку

Можно ли говорить о том, что результаты, полученные учеными из Университета Дьюка, положат начало новой методики лечения рака у человека?

Исследование проводили на хомячках с редкой, химически-индуцированной опухолью, характерной для животных, но не для человека, - пояснил «Ридусу» военный врач, член Клуба научных журналистов и Ассоциации медицинских журналистов Алексея Водовозова. - И, как пишут сами исследователи, поскольку этот эксперимент был доказательством концепции, размеры выборки были относительно низкими – была использована лишь одна модель опухоли животного. Это открытие – один из тысячи мелких шагов, которые еще сделают ученые, но, не исключено, что в неправильном направлении.

По словам эксперта, новые способы борьбы с раком, действительно, появляются все чаще, но далеко не все они помогают справиться с человеческими болезнями. Разновидностей злокачественных опухолей - огромное множество, и для каждой нужен свой подход.

Еще есть разница в онкогенезе у лабораторных животных и людей: далеко не всё, что работает на клеточных линиях (in vitro) или на лабораторных животных (in vivo) применимо в итоге к людям, - говорит Алексей Водовозов. - Хотя, по некоторым направлениям прогресс есть - на днях FDA зарегистрировала крутую инновационную методику CAR-T. Стоит она, пока что, немерено (полмиллиона долларов за курс), но перспективы у нее, как раз обнадеживающие, в отличие от индуцированных опухолей на нижних челюстях хомяков.