Материалы подготовила Дина Юсупова Бактериология Микрофлора марафонца В кишечниках марафонцев живут уникальные бактерии, которые помогают человеку справиться с тяжелыми физическими нагрузками. Их обнаружили ученые Гарвардского университета (США). Теперь они планируют сделать пищевые добавки с полезной микрофлорой. Чтобы найти чудо-бактерию, сначала ученые сравнили анализы у спортсменов до Бостонского марафона (42 километра) и после него. Оказалось, после длительного забега в кишечнике резко возрастает число определенных бактерий, которые расщепляют молочную кислоту. Потом ученые сравнили анализы олимпийских гребцов и спортсменов, бегающих длинные дистанции. Оказалось, что бактерия, которая активно помогает расщеплять углеводы и тем самым получать больше энергии при длительных нагрузках, нашлась только у бегунов. Сейчас ученые проверяют действие обнаруженных бактерий на мышах и рассчитывают выпустить свой продукт в течение года. Бактерия, которая активно помогает расщеплять углеводы и получать больше энергии при длительных нагрузках, нашлась только у бегунов Диетология Ореховые мысли Грецкие орехи помогают контролировать аппетит. Сотрудники медицинского центра Бэт Израэль (США) провели эксперимент с добровольцами, страдающими от лишнего веса, и "наглядно увидели, как связана еда с активностью мозга", пояснила автор Оливия Фарр. В ходе опыта добровольцы находились в клинике дважды: в первый раз они ежедневно получали смузи с 48 граммами грецкого ореха (рекомендуемая суточная доза). Во второй -- смузи без грецкого ореха, но идентичный предыдущему по вкусу и питательным веществам. Участникам эксперимента показывали картинки с фастфудом и сладостями, при этом у всех в коре головного мозга активировалась правая часть островковой доли - она связана с сознательным анализом обонятельных и вкусовых сигналов. После этого добровольцы обычно выбирали более здоровую пищу, например, овощи. Ничего подобного при потреблении смузи-пустышки не происходило. Онкология Аскорбинка от рака Витамин С может остановить лейкемию, считают ученые Нью-Йоркского университета (США). Этот вид рака возникает из-за мутаций недозревших кровяных клеток. Самая известная мутация, приводящая к лейкемии, выводит из строя ген белка TET2. Без этого белка клетки-предшественницы не могут превратиться в зрелые, а только делятся. Ученые вывели мышей, у которых можно включать и выключать мышиный ген TET2. При выключенном гене у грызунов обнаружились признаки лейкемии. Когда ген включили, болезнь ушла. К счастью, у людей есть два гена TET2 -- от матери и от отца. И у больных лейкемией обычно мутирует только один. То есть для излечения достаточно заставить нормальный ген работать за двоих. Вот для этого и нужен витамин С. Опыты над мышами доказали: он усиливает активность гена TET2 настолько, что останавливает развитие болезни. Теперь ученые планируют провести клинические испытания препаратов с ударной дозой аскорбинки. Гастроэнтерология Микророботы и микробы Бактериальные заболевания желудка теперь легко лечить с помощью микророботов. Они доставляют антибиотик к стенкам желудка, где обитают вредные бактерии. При этом в качестве топлива устройство использует желудочный сок. Микророботы сделаны из магния в форме сферы. Оказавшись в желудочном соке, магний вступает с ним в реакцию, в результате которой высвобождаются пузырьки водорода и заставляют сферу двигаться, пока она не упрется в стенку желудка. Когда уровень кислотности благодаря реакции с магнием снижается, из робота выделяется антибиотик. Потом все составляющие микроконструкции выводятся из организма. Создатели микророботов из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) уже успешно испытали их на мышах, зараженных бактерией Helicobacter pylori, которая вызывает гастрит или язву желудка. Технологии Распробовать воспаление Фармацевты придумали жвачку, которая становится горькой при воспалении десен. Воспаления часто случаются вокруг имплантатов, разрушая челюстную кость, поэтому важно обнаружить их на ранней стадии. До сих пор для диагностики использовался только рентген. Ученые придумали способ попроще -- с участием вкусовых рецепторов языка. При воспалении во рту появляются особые ферменты -- матриксины. Они совершенно безвкусны, и человек их не ощущает. Ученые из Вюрцбургского университета имени Юлиуса и Максимилиана (Германия) синтезировали вещество-помощник, в состав которого входит очень горькое вещество -- битрекс. Как только в слюну попадают матриксины, вещество выпускает горечь наружу. Эксперименты подтвердили эффективность методики. По словам автора Лоренца Майнела, главное ее достоинство -- доступность. Гепатология Цирроз отступает Возможно, цирроз скоро перестанет быть смертельным заболеванием. Как известно, печень способна восстанавливать собственную ткань, но лишь при небольших потерях, когда успевают делиться ее основные клетки-- гепатоциты. Как стимулировать их выработку при больших повреждениях, выясняла международная группа ученых, включающая сотрудников Сколтеха (Россия). Они отключали у мышей ген регенерации в клетках печени и вызвали повреждения, характерные для хронических заболеваний человека. Затем медики следили, как организм пытается восстановить ткань. Оказалось, что из желчных протоков в печень выходят другие клетки -- холангиоциты (обычно стимулируют выработку желчи) и... превращаются в обычные клетки. В планах - проведение опытов с человеческими клетками, чтобы использовать их в лечении. Опрос Больные онлайном С каждым годом россияне все чаще ищут информацию о заболеваниях и лечении в интернете. Так, в 2016 году в русскоязычном поиске Google было отмечено 27 млн запросов о боли. Из них 75 процентов запросов касались причин и способов избавления от недуга. А 25 процентов -- конкретных препаратов. Поиском врачей были озабочены всего 0,4 процента. Вот что чаще всего болело у россиян в прошлом году: Голова -- 35% Тело (включая различные внутренние органы) -- 56% Ноги -- 8% Руки -- 1%

Медицина