Войти в почту

Эксперт о человеческой забывчивости: "Память зависит от размера головного мозга"

«Что-то с памятью моей стало», - зачастую любим мы пожаловаться. Но как понять, нормально ли это или все-таки дело уже вот-вот дойдет до патологии? Когда можно все списать на рядовую забывчивость, а когда пора, как говорится, ноги в руки и к врачу? Об этом в эксклюзивном интервью обозревателю «МК» рассказала врач-невролог высшей категории и врач кабинета памяти, кандидат медицинских наук, Светлана Попова. – Светлана Альбертовна, я слышала, что нормально забыть о том, какое сегодня число, а вот если не помнишь, что съел на завтрак — дело плохо. По каким основным критериям можно определить, что с памятью, действительно, проблемы? – Основные «звоночки», сигнализирующие о том, что с памятью есть серьезные проблемы — это когда вы не можете пересказать только что прочитанную книгу или просмотренный фильм; когда вы встречаете знакомого человека, но не можете вспомнить, как его зовут; когда вы понимаете, что вам трудно считать деньги в магазине и сложно ориентироваться в малознакомом месте, например, найти дорогу обратно. Для обозначения памяти, концентрации внимания, мышления, речи, интеллекта, двигательных навыков, способности узнавать знакомые образы используется термин когнитивные функции. Снижение этих функций обозначается как когнитивные нарушения. Самая тяжелая степень когнитивных нарушений – это деменция, заболевание, при котором человек не в состоянии работать и себя обслуживать. – В каком возрасте могут начаться нарушения памяти? – В разном. Они могут иметь органическую природу, а могут развиваться по функциональным причинам (синдром хронической усталости, как последствие перенесенного стресса). - Какими могут быть причины органического нарушения памяти? – Различными. Основной причиной когнитивных нарушений является болезнь Альцгеймера (60 % в структуре заболеваемости деменцией). Основные проявления болезни Альцгеймера – амнестический синдром (прогрессирующее нарушение памяти). Если в основе деменции доминирующую роль играют сосудистые поражения головного мозга (при гипертонической болезни, церебральном атеросклерозе и др. ), мы говорим о сосудистой деменции (второе место после болезни Альцгеймера в структуре заболеваемости деменцией). В таком случае нужно лечить основное заболевание. Назначение адекватной терапии может предупредить наступление печальных последствий. Кроме того, нарушения памяти могут быть следствием побочного действия ряда препаратов, которые назначаются в большом количестве без достаточных оснований. Нужно избегать полипрагмазии, то есть одновременного назначения большого количества лекарственных препаратов, особенно, если они малоэффективны. - Какие все-таки группы препаратов чаще всего приводят к нарушениям памяти? – Прежде всего, мы говорим о психотропных, противосудорожных и седативных препаратах, противоопухолевых лекарственных средствах, глюкокортикоидах, лекарствах, которые используются при лечении болезни Паркинсона. - Как вы уже говорили, нарушения памяти могут быть и функциональными. В чем их причина? - К нам нередко обращаются пациенты с жалобами на расстройство памяти, в основе которых лежат функциональные нарушения нервной системы. В таком случае при обследовании выясняется, что это только субъективные ощущения. Нейропсихологические тесты не выявляют никакого снижения когнитивных функций. Обычно это пациенты с ипохондрией, депрессией, с астеническим синдромом. – Каким образом сегодня проводится диагностика пациентов, которые жалуются на нарушение памяти? – Сегодня в практике неврологов используется немало тестов, которые позволяют определить, есть нарушения или нет. Например, на первом этапе применяется методика МИНИ-КОГ. Человеку предлагается запомнить три слова, например, «лимон», «ключ», «шар». Затем врач просит его нарисовать часы с циферблатом, и указать время, например, 10.15. Циферблат должен получиться правильной формы, цифры на нем должны стоять по порядку, время — указано верно. А потом пациент должен вспомнить три слова. Если у него это не получается, врач дает подсказку — это фрукт, инструмент и геометрическая фигура. Если даже после подсказки пациент не может вспомнить хотя бы одно слово, это свидетельствует о наличии клинически значимых симптомов когнитивных нарушений. Тест рисования часов позволяет определить степень нарушения когнитивных функций (легкие, умеренные или тяжелые). Далее пациенту проводится углубленное тестирование по Монреальской шкале когнитивных нарушений, которая позволяет выявить нарушения речи, памяти, концентрации внимания, способности ориентироваться во времени и месте. Очень важна комплексная оценка психического статуса (еще один тест). Для уточнения причины когнитивных нарушений используются методы инструментальной диагностики: магнитно-резонансная томография головного мозга, ультразвуковое исследование сонных и позвоночных артерий, перфузионная сцинтиграфия головного мозга, позитронно-эмиссионная томография головного мозга. Кроме того, пациентам проводятся лабораторные исследования крови для оценки функции щитовидной железы, жирового и углеводного обмена, а при необходимости назначаются консультации кардиолога, эндокринолога, офтальмолога, психотерапевта и других специалистов. - Можно ли вылечить свою память? – На ранней стадии когнитивные нарушения можно остановить или предупредить их развитие. Важное значение имеют благоприятная психологическая атмосфера в семье, домашние тренинги памяти, которые могут проводить родственники или друзья пациентов, заставляя их выполнять несложные задания, тренирующие память, учить стихи, иностранные языки, решать кроссворды , собирать пазлы. И, конечно, важным является своевременное обращение пациентов к специалистам по когнитивным расстройствам. В последние годы создано новое направление в неврологии – кабинеты памяти, где консультируют не только пациентов, но и их родных. - Что самое важное в профилактике проблем с памятью? - Это банально, но нужно вести здоровый образ жизни с молодого возраста. Правильное питание, полноценный сон, занятия спортом, отказ от вредных привычек. Вот, пожалуй, и все. – Но почему все-таки у одних сохраняется светлая память до преклонных лет, а другие начинают забывать все уже во вполне трудоспособном возрасте? – По данным зарубежных авторов, так называемый церебральный резерв человека во многом зависит от размера головного мозга (чем больше голова — тем лучше память) и уровня образования (у людей с высшим образованием деменция возникает чуть ли не в 5 раз реже). Так что учиться как минимум полезно. Решайте кроссворды, читайте литературу, изучайте иностранные языки — и ваша память будет вам благодарна.

Эксперт о человеческой забывчивости: "Память зависит от размера головного мозга"
© Московский Комсомолец