Великие имена. Какими мировыми достижениями в медицине прославились российские врачи?
Известнейший советский терапевт и гематолог Кассирский говорил, что даже самый плохой прогноз не должен останавливать лечебных усилий, и врачу необходимо бороться за каждый день и каждый час жизни больного — это основной закон врачевания. Иван Сеченов, Иван Павлов, Николай Пирогов, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, Сергей Боткин и многие другие врачи навсегда вписали свои имена в историю российской медицины. Каким был путь гениев в белых халатах? И как их научные труды изменили мир? Об этом — в интервью MIR24.TV с экспертами.
Смотрите на телеканале «МИР х/ф «Дети Дон Кихота в воскресенье, 9 ноября, в 9:00. Это советская трагикомедия режиссера Евгения Карелова. Картина стала кинодебютом для Андрея Бельянинова, исполнившего роль младшего сына Юры Бондаренко. В фильме также снялись Анатолий Папанов, Вера Орлова, Владимир Коренев и Лев Прыгунов. По сюжету Петр Бондаренко работает акушером-гинекологом в роддоме и живет по строгим моральным принципам, за что и получил прозвище Дон Кихот. Вместе с женой, пластическим хирургом Верой Петровной, они воспитывают троих сыновей. Каждый из них ищет свой путь, но все они унаследовали от отца главное — стремление помогать людям, не ожидая благодарности.
Николай Пирогов (1810-1881): создатель топографической анатомии и русской школы анестезии
Служение выдающегося русского хирурга, анатома, основоположника военно-полевой хирургии Николая Пирогова пришлось на непростой для русской истории период. Апробация некоторых из его главных идей проходила в условиях военных действий: в начале карьеры — на Кавказе, на склоне лет — на Балканах. Однако всемирную славу и признание Пирогову снискала его деятельность в условиях обороны Севастополя в годы Крымской войны 1853-1856 годов.
«Его семья с трудом смогла дать юноше образование, он сумел поступить на медицинский факультет и быстро проявил выдающиеся способности. Войны приобретали все больший масштаб и требовали не только сохранения воинской силы, но и качественного лечения солдат. Вкладом Пирогова стало проведение массовых операций под наркозом, а также широкое внедрение гипсовой повязки, что позволило значительно уменьшить число ампутаций конечностей. На основании многолетней практики Пирогов составил и издал первый в России «Топографический анатомический атлас для изучения строения человеческого организма и проведения хирургических вмешательств.
Важнейший вклад Пирогова состоял в организации эффективной работы военно-полевых госпиталей на южном фронте Крымской войны. Он прибыл в Севастополь для организации работы врачей и медсестер с началом осады города англо-французским корпусом и оставил воспоминания о своих соратницах из Крестовоздвиженской общины. Юлия Шувалова говорит: Пирогову удалось в кратчайшие сроки не только распределить нагрузку между всем медицинским персоналом, но и наладить разделение раненых на пять категорий: от смертельно раненых до имевших легкие ранения, которые могли быть обработаны прямо на поле боя.
В начале войны в Крыму было пять госпиталей для инфантерии и один — морской. В ходе осады Севастополя постепенно были задействованы не только все гражданские медучреждения, но и частные дома, где размещались раненые.
«За полтора года осады случились эпидемии холеры и тифа, и только решительные организационные меры, введенные Николаем Пироговым, позволили контролировать число жертв. К несению медицинской службы были привлечены иностранные фельдшеры и молодые врачи: французы, немцы и американцы. Для сравнения: англичане имели четыре госпиталя на турецком берегу, в Скутари (сегодня Ускюдар), в том числе специальный офицерский госпиталь. Однако потребности войны застали английскую армию полностью врасплох. Флоренс Найтингейл, одна из основательниц Красного креста, в приватном порядке сообщала военному министру о том, что 2300 солдат моются одной губкой один раз в восемь дней. И до конца войны английские бюрократы так и не удосужились внести сколько-нибудь значительные изменения в работу и обеспечение госпиталей, — продолжает Юлия Шувалова.
Нововведения Николая Пирогова оценили по достоинству уже современники. Попытки некоторых английских наблюдателей преуменьшить значение сортировки раненых решительно пресекла упомянутая Найтингейл. В дальнейшем Пирогов принимал деятельное участие в организации работы Русского Красного Креста.
Пирогов не всегда демонстрировал лояльность к властям, отстаивая собственные взгляды на организацию образования. Во многом его воззрения нашли применение в советское время, когда была отменена сословная система, а школа, действительно, сосредоточилась на воспитании личности. Несмотря на неудобное поведение выдающегося хирурга, его жалование и последующая пенсия сохранялись в полном объеме. После смерти тело Пирогова было забальзамировано и пребывает в таком виде до сих пор.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961): основоположник отечественной регионарной анестезии
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий — хирург, основоположник лечения аутологичной плазмой крови. По его собственным словам, «неудавшийся художник стал врачом, чтобы верой и правдой помогать страждущим. Желание верой и правдой служить людям привело к тому, что после окончания медицинского факультета Войно-Ясенецкого отправили служить земским врачом.
Хроника его служения до первого ареста поражает масштабами трудностей, которые ждали многих докторов «на земле. Нередко только одна больница обслуживала население, значительно превосходившее по численности все медицинские возможности. Работая на износ по 15 часов в сутки, Войно-Ясенецкий тем не менее вел обширную научную работу.
«На протяжении долгого времени он плодотворно трудился в Переславле-Залесском, где его усилиями была организована работа медучреждений. Сегодня в городе можно встретить памятные доски, а на территории Феодоровского монастыря, с которым будущий святой тесно сотрудничал, установлен памятник врачу, — рассказывает Юлия Шувалова.
Научная работа не прерывалась Войно-Ясенецким даже в заключении и ссылке, где был фактически и написан главный труд его жизни — «Очерки гнойной хирургии. Любопытно, что именно из-за механизма лечения гнойных ран у красноармейцев хирург впервые и предстал перед советским обвинением. Как и Пирогов в свое время, Войно-Ясенецкий изучал возможности использования местной анестезии и естественных механизмов заживления. Его исследования по лечению больных позднее легли в основу методики использования аутологичной плазмы крови для нужд косметической и коррекционной медицины, а также лечения ран.
Аутологичная плазма крови в наше время применяется не только в виде традиционной сыворотки, но и как порошок, значительно ускоряя процесс заживления ран. За «Очерки... Войно-Ясенецкий, уже имея сан священника, получил Сталинскую премию I степени в размере 200 тысяч рублей и стал единственным священнослужителем, удостоенным такой государственной награды.
«Несмотря на последовательное неприятие советских методов борьбы с инакомыслящими, Войно-Ясенецкий признавал несомненные достижения советской власти и поддерживал ее после восстановления патриаршества, — говорит Юлия Шувалова. — Он также выступал за смертную казнь Гитлера и его приспешников. В начале Великой Отечественной войны направил личное прошение с просьбой вернуть его из ссылки и позволить оказывать врачебную помощь бойцам. Прошение было удовлетворено в том смысле, что раненых стали направлять в Красноярск, где доктор отбывал ссылку.
Примечательно, что все четверо детей Войно-Ясенецких стали врачами. Его супруга, умершая от туберкулеза в 1919 году, всеми силами поддерживала научную работу мужа и устраивала семейный быт. Оба супруга были набожными. Неудивительно, что с кончиной жены выдающийся хирург моментально принял постриг. Его последующее служение и прославление в качестве святого — уникальный случай для советского времени. Несмотря на происки ревнителей нового времени, Валентин Войно-Ясенецкий свято служил человеку, медицине и Богу.
Иван Сеченов (1829-1905): отец русской физиологии и принцип единства организма
В мире косметологии, где на первый план часто выходят инновационные технологии и новые ингредиенты, легко забыть о фундаментальной науке, стоящей за всем этим. Однако именно открытия великих русских физиологов — Ивана Сеченова, Ивана Павлова и Владимира Бехтерева — создали тот самый каркас, на котором держится современный подход к красоте и здоровью кожи. Их работы, казалось бы, далекие от эстетических процедур, являются философской и научной основой профессии косметолога-эстетиста.
Иван Михайлович Сеченов стал первым русским специалистом по физиологии, придав этой дисциплине недостающую ей серьезную научную базу. В своей революционной работе «Рефлексы головного мозга (первая публикация в 1863 г., книга вышла в 1866-м) доказал: все психические процессы, включая восприятие и эмоции, неразрывно связаны с физиологией.
«Его главный тезис — «внешняя среда действует на нервную систему, которая, в свою очередь, влияет на все органы и ткани. Сеченов первым дал научное обоснование тому, что стресс, негативные эмоции и психическое переутомление через нервную систему напрямую влияют на состояние кожи. Покраснения, высыпания, обострение розацеа, псориаза, преждевременное старение: все это может быть следствием «нервной почвы. Косметолог сегодня не лечит психику, но обязан учитывать этот фактор, рекомендуя комплексный уход и сотрудничая с неврологами и психологами.
Благодаря Сеченову косметология отошла от узкого взгляда на кожу как на изолированный орган. Есть понимание, что качество кожи — это отражение работы нервной, эндокринной, пищеварительной систем. Нельзя решить проблему акне, игнорируя гормональный фон или хронический стресс.
Иван Павлов (1849-1936): условные рефлексы и сила ритуалов
Основные направления научной деятельности Павлова — исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. А его ранняя научная деятельность была сконцентрирована на изучении физиологии сердечно-сосудистой системы. Ученый разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка, применил новый для своего времени «хронический эксперимент, позволяющий проводить наблюдения на здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным.
Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов знаменит и своими трудами по условным рефлексам. Он показал, что организм можно «научить определенным реакциям на внешние стимулы.
«Ежедневный уход — это не что иное, как выработка устойчивого условного рефлекса. Кожа «привыкает к определенному времени очищения, увлажнения и питания, что в долгосрочной перспективе повышает эффективность косметических средств. Регулярность — ключ к успеху, и это прямое следствие павловских открытий. Плацебо-эффект и ожидание результата. Работа Павлова помогает понять психологическую составляющую любой процедуры. Если пациент верит в эффективность методики (безусловный стимул — сама процедура, условный — авторитет клиники или косметолога), это может усилить реальный физиологический результат. Доверие и позитивный настрой — мощные инструменты в работе, — объясняет Алла Ветрова.
Павлов доказал влияние коры головного мозга на работу внутренних органов и их заболевания (что явилось предпосылкой изучения психосоматических заболеваний). Создал учение об экспериментальных неврозах (срывах): об их возникновении (перенапряжение НС) и угасании (отдых, устранение отрицательных раздражителей); а также некоторых психических заболеваниях (охранительное торможение, патологическое растормаживание-возбуждение; симптом Павлова).
Он также научно обосновал пользу терапии сном (сонная терапия) на основе открытия охранительной и целебной роли торможения, описал физиологию внушения и гипноза. Ввел понятия «рефлекс цели и «рефлекс свободы.
Владимир Бехтерев (1857-1927): связь психики, нервной системы и кожи
Владимир Михайлович Бехтерев, основатель рефлексологии, углубил идеи Сеченова. Он детально изучал влияние коры головного мозга на все функции организма и создал учение о взаимосвязи психических процессов и соматических (телесных) реакций.
«Бехтерев — негласный прародитель этого модного сегодня направления. Он доказал, что состояние нервных путей и центров напрямую влияет на трофику (питание) тканей, включая кожу. Хронические мышечные зажимы на лице, вызванные стрессом, приводят к ухудшению микроциркуляции, отекам и раннему образованию морщин. Важность тактильности и работы с лицевыми мышцами. Массажи, техники мануальной терапии, которые широко используются в эстетике, основаны на принципах рефлексологии Бехтерева, — уточняет Алла Ветрова.
Воздействуя на определенные зоны (скальп, лицо, шея), мы через нервные окончания посылаем импульсы в мозг, запуская процессы расслабления, улучшения кровотока и лимфотока. Личное отношение косметолога-эстетиста: «Для меня как для практика эти три имени — не просто строчки в учебнике по истории медицины. Это ежедневные рабочие инструменты и философия моей профессии.
«Когда ко мне приходит пациент с «уставшей и тусклой кожей, то я по Сеченову задаю вопросы не только о кремах, но и о сне, уровне стресса, удовлетворенности жизнью. По Павлову стараюсь создать для него не просто процедуру, а целый ритуал расслабления и заботы о себе, где каждая деталь — от аромата в кабинете до тона музыки — настраивает на позитивный лад и восстановление. А по Бехтереву понимаю, почему после массажа лица не просто разглаживаются морщины, а буквально «проясняется взгляд и улучшается настроение, — потому что мы через кожу воздействовали на центральную нервную систему. Их наследие учит нас главному: невозможно быть хорошим косметологом, просто научившись делать инъекции или пилинги. Нужно видеть за кожей целостного человека, с его уникальной нервной организацией, привычками и эмоциональным состоянием. Именно этот холистический, глубоко научный подход, завещанный нам титанами физиологии, превращает косметологию из ремесла в искусство врачевания души и тела, — подытожила Алла Ветрова.
Николай Коротков (1874-1920): пионер современной сосудистой хирургии
Один из величайших российских хирургов Николай Сергеевич Коротков разработал единственный в мире неинвазивный метод измерения артериального давления.
Об открытом им звуковом методе измерения АД у человека впервые сообщил 8 ноября 1905 года на научной конференции врачей Военно-медицинской академии. Коротков выступал с авторефератом «К вопросу о методах исследования кровяного давления, который был опубликован в журнале «Известия Императорской Военно-медицинской академии. В нем и был представлен разработанный им метод измерения артериального давления.
Способ измерения давления было описан всего лишь в 281 слово. Метод был утвержден ВОЗ только через 20 лет. Удивительно, но никакой награды Николай Сергеевич за открытие не получил.
Николай Склифосовский (1836-1904): основатель полостной хирургии, популяризатор асептики и антисептики
Николай Васильевич Склифосовский, продолжая анатомо-физиологическое направление Пирогова в хирургии, разработал многие вопросы хирургического лечения различных заболеваний. Одним из первых начал удалять кисты яичников, чем способствовал развитию в России хирургии брюшной полости.
Предложил оперативное лечение мозговых грыж, грыж брюшной стенки, рака языка и челюстей, желудка, оперативное удаление камней мочевого пузыря, разработал показания к хирургическому лечению заболевания желчного пузыря. Особое внимание Николай Склифосовский уделял брюшной хирургии: в московский период одним из первых стал применять гастростомию, а в Петербурге — «пуговицу Мерфи. Из других выдающихся его нововведений в русской хирургии — применение пузырчатого шва. Также применял и сам разрабатывал новые способы пластических операций, пропагандировал методы антисептики и асептики и одним из первых в России ввел оба метода в хирургическую практику.
«Николай Васильевич Склифосовский, именем которого названа крупнейшая больница в Москве, внес неоспоримый вклад в области военной медицины. Он внедрил антисептики, впервые применил местное обезболивание и разработал наркозный препарат. Отличался удивительный трудоспособностью и мог оперировать несколько суток подряд.
Николай Бурденко (1876-1946): основоположник советской нейрохирургии
Труды Николая Ниловича Бурденко в области мозговой хирургии и нейроанатомии сыграли значительную роль в развитии медицины. Он стал первым в мире хирургом, кто провел успешную операцию по удалению опухоли мозга без потери сознания у пациента.
Научные работы и открытия Бурденко способствовали развитию новых методов лечения нейрохирургических заболеваний, что принесло ему мировое признание и заслуженное уважение. Анатомия и физиология, организация и тактика медицинской службы вооруженных сил, нейрохирургия как новая самостоятельная отрасль медицинской науки, большая работа по организации медицинских научных исследований в стране на новой основе, увенчавшаяся созданием под его руководством штаба медицинской науки в СССР.
«Основоположник отечественной нейрохирургии разработал операции на твердой оболочке спинного мозга, на головном мозге. Открыл стационар для нейрохирургических больных, затем организовал нейрохирургический научный исследовательский университет, где работал директором, — добавляет Ольга Перфильева.
Александр Бакулев (1890-1967): сердечный хирург
Под руководством Бакулева начались операции по формированию кавопульмонального анастомоза при «синих врожденных пороках сердца. В 1952 году он впервые в СССР выполнил операцию митральной комиссуротомии при митральном стенозе, операцию резекции мешотчатой аневризмы восходящего отдела аорты.
Также одним из первых в стране (совместно с Мешалкиным) внедрил и стал развивать эндотрахеальный наркоз и ангиокардиографию, выполнил первую в стране операцию при врожденном пороке сердца. В 1952 году провел первые в стране операции при митральном стенозе и мешотчатой аневризме восходящей аорты, а в 1955-м — на XXIV Всесоюзном съезде хирургов — впервые поднял вопрос о создании в стране ВНИИ торакальной хирургии с кардиологическим отделением.
«Александр Николаевич Бакулев — один из основоположников сердечно-сосудистой хирургии СССР. В 1948-м году произвел операцию врожденного порока сердца. Создал научную сердечно-сосудистую школу. Принимал участие в разработке урологических операций, хирургии центральной нервной системы, а именно — лечению абсцессов, — говорит Ольга Перфильева.
Сергей Боткин (1832-1889 годы): внес вклад в развитие учения об инфекционных болезнях
Выдающийся врач-терапевт, патологоанатом, один из основоположников физиологического направления русской научной клинической медицины, крупный общественный деятель. Неоценимый вклад внес в развитие учения об инфекционных болезнях: изучал клинику и эпидемиологию чумы, холеры, тифов, натуральной оспы, острого гепатита, впервые заподозрив инфекционную природу «желтухи — болезни Боткина.
Ольга Перфильева дополняет, что Сергей Петрович Боткин в начале 1860-х первым в России создал экспериментальную лабораторию, где проводились анализы, исследовалась физиология и фармакология. Боткин изучил многие инфекционные болезни, такие как чума, холера, брюшной тиф, оспа. Впервые описал гепатит А.
Святослав Федоров (1927-2000): выдающийся офтальмолог современности
Академик Святослав Николаевич Федоров прославился на весь мир разработкой методик глазных операций. Один из первых в мире, кто начал проводить операции на глаза с помощью лазера.
Разработал принципиально новое высокоэффективное направление в мировой офтальмохирургии — рефракционную и энергетическую хирургию для коррекции миопии, гиперметропии и астигматизма.
В 1960 году создал искусственный хрусталик и провел удачную экспериментальную операцию по его имплантации. Проводил операции по лечению и коррекции близорукости нанесением передних дозированных надрезов на роговицу по разработанной им методике. Эта методика впоследствии широко применялась в России и за рубежом, пояснила Ольга Перфильева.