Ученые узнали, что происходит в мозге, когда мы читаем

Ученые узнали, что происходит в мозге, когда мы читаем
© Naukatv.ru

Чтение — это крайне важный навык, который позволяет людям получать новые знания, получать образование и выполнять разнообразные практические задачи. Многие предыдущие исследования в области психологии и нейронауки были направлены на лучшее понимание нейронных основ чтения и сложных процессов, с помощью которых человеческий мозг осмысливает письменные тексты.

В Институте когнитивистики и нейробиологии Общества Макса Планка проанализировали множество таких работ, чтобы выявить общие паттерны активности мозга, связанные с чтением. Комплексный обзор областей мозга и процессов, задействованных в разных видах чтения, обнародован в журнале Neuroscience & Biobehavioral Reviews.

«Грамотность открывает доступ к социальным контактам, образованию и трудоустройству, а также значительно влияет на благополучие и психическое здоровье, — объясняется в статье. — Наш метаанализ, обобщающий 163 исследования, подтверждает важность классических языковых зон левого полушария и мозжечка при выполнении различных задач, связанных с чтением».

Участники включенных в обзор исследований читали буквы, слова, псевдослова (то есть бессмысленные слова), предложения и целые тексты на алфавитных языках, таких как английский и немецкий; параллельно проводился мониторинг мозговой активности посредством различных методов визуализации.

«Мы обнаружили высокую специфичность обработки букв, слов, предложений и текстов исключительно в зонах левого полушария. Подобласти левой нижней лобной извилины по-разному вовлекаются при чтении слов и псевдослов, в то время как подобласти левой височно-затылочной коры демонстрируют различную активность при чтении слов и предложений», — поделились выводами исследователи.

Определены области мозга, которые активируются в целом при чтении, а также зоны, специфически задействованные в обработке букв, слов, псевдослов и целых текстов. В частности, распознавание букв активирует только один кластер нейронов в левой затылочной коре, а чтение слов, предложений и текстов также охватывает и другие регионы.

Кроме того, обнаружены различия в работе мозга при чтении вслух (эксплицитное чтение) и про себя (имплицитное). Проговаривание текста требует активации моторных и слуховых зон, а чтение про себя вовлекает домен-неспецифичные (мультизадачные) сети — например, правую островковую долю и переднюю поясную кору.

«Наконец, при явном чтении слов и псевдослов про себя наблюдается более стабильная активация левой орбитофронтальной коры, мозжечка и височных долей по сравнению с лексическими решениями, которые, в свою очередь чаще задействуют двусторонние области нижней лобной извилины и островка», — добавляется в обзоре.

Его авторы искренне надеются, что их работа принесет пользу как фундаментально-научную, став базой для будущих исследований уникальной нейроархитектуры мозга, так и сугубо прикладную — в разработке методов коррекции дислексии и ей подобных проблем с обучаемостью.

Нейрофизиологи: когда человек перестает читать, его мозг меняется

Чтение книг вместо просмотра телевизора связано со снижением риска деменции