В Кыргызстане прошла большая олимпиада по русскому языку

У школьников в Кыргызстане желание изучать русский язык и литературу зависит, прежде всего, от педагога - его умения интересно рассказать о предмете, организовать дискуссию в классе и вовлечь в нее детей. Такой точки зрения придерживаются сами учителя и профильные эксперты, обсуждая эту актуальную сегодня тему после Республиканской олимпиады, которую проводило министерство образования КР.

В Кыргызстане прошла большая олимпиада по русскому языку
© Российская Газета

Победителями и призерами олимпиады, в которой приняли участие 323 школьника, по предмету "русский язык и литература" стали: первое место - Амина Алибакиева (10-й класс, общеобразовательная средняя школа N 3, село Новопокровка Иссык-Атинского района), второе - Рабия Шайырбекова (9-й класс, школа-гимназия имени Н. Жундубаевой, Кочкорский район Нарынской области), третье - Анастасия Золотарева (11-й класс, средняя школа N 2, город Кызыл-Кия Баткенской области). В этих учебных заведениях преподают на русском языке.

Еще три девочки представляют школы с кыргызским языком обучения. Первое место - Айдана Надырбекова (10-й класс, школа-гимназия N 68, Бишкек), второе - Асема Аскарбек кызы (9-й класс, гимназия-интернат, Баткен), третье - Камила Бактыбек кызы (11-й класс, школа имени Н. Жыргалбековой, Ак-Талинский район Нарынской области).

Через некоторое время после подведения результатов и вручения призов одна из победительниц олимпиады Амина Алибакиева, ее преподаватель Елена Колесова и директор школы в Ново-Покровке Неллифар Газиева выступили по местному радио. У каждой из них было что рассказать слушателям.

По словам Амины, любовь к русскому языку и литературе у нее зародилась в детстве, когда родители рассказывали ей сказки. "Так я полюбила книги. Потом я стала понимать, насколько богата и многогранна литература. А еще более интересными эти предметы сделали замечательные уроки учительницы Елены Колесовой, которая относится к ученикам с большой теплотой и вниманием. В старших классах я задумалась о том, чтобы попробовать свои силы на серьезной олимпиаде. Начала ходить в кружок "Лингвист", где мне помогли углубить знания по русскому языку и литературе, побороть страх публичных выступлений и отточить навыки анализа текстов. Признаюсь, было тяжело, иногда хотелось опустить руки, но стоило начать работать с литературными прооизведениями, как это желание исчезало. В будущем я планирую связать свою жизнь с литературой", - поделилась школьница.

- Главную роль в преподавании играет система, которую использует учитель, - вступила в разговор Елена Колесова. - Без нее добиться успеха сложно. Именно система позволяет заинтересовать детей, мотивировать, выявить их сильные стороны. При этом педагог должен работать добросовестно и не бояться выходить за рамки программы. В Кыргызстане, на мой взгляд, хорошая языковая среда. И русский язык в республике существует на хорошем уровне. Дети и сами осознают, что без него сегодня не обойтись. Важно, чтобы они понимали: люди, которые не способны грамотно изложить свои мысли - устно ли, на бумаге ли, - неинтересны в общении. Преподаватель, используя определенные приемы, должен научить учеников делать это правильно, аргументированно. Я, к примеру, на уроках устраиваю дискуссии на различные темы, в которых участвуют девочки и мальчики. Бывает и так, что дети спорят со мной.

- Я сама окончила школу, в которой сейчас работаю директором, - продолжила беседу Неллифар Газиева. - Елена Колесова была и моей учительницей. Отмечу, что сегодня, к сожалению, нам не хватает преподавателей русского языка и литературы, а всей стране - школ с углубленным изучением этих предметов. Это большая проблема. Молодым педагогам нужны практика и наставники, которые дадут хорошую базу. Мне бы хотелось, чтобы будущих преподавателей отправляли на практику именно в сельские школы. Ведь дети, которые в них учатся, как мне кажется, очень добрые, непосредственные и всей душой стремятся к знаниям.

Еще я хотела бы обратиться в Русский дом в Кыргызстане, посольство России в республике, чтобы они помогли нам с новыми учебниками. Мы очень хотим укомплектовать кабинет русского языка и литературы в школе. И в этом нам необходима помощь.

Кстати

Русский язык - проводник

- Время не стоит на месте, - отметила заместитель директора по научно-методической работе школы-гимназии N 24 Гульмира Кулова. - В системе образования необходимы внедрение и использование новых подходов, приемов критического мышления. В преподавании русского языка и литературы педагоги нашей школы стараются использовать все доступные для них инновационные средства, чтобы их уроки были интересными, чтобы ребята с удовольствием ходили на занятия.

Для изучения русского языка нужны усидчивость, терпеливость, скрупулезность в выполнении заданий. Читают дети сегодня, к сожалению, очень мало, а одним из важнейших навыков является чтение и понимание текста. Статус гимназии позволяет нам организовывать дополнительные занятия, чтобы заинтересовать ребят.

Мы стараемся дать ученикам возможность понять, что русский язык предоставляет им шанс принимать участие в различных мероприятиях - конкурсах, олимпиадах. Русский язык - это проводник, который поможет им выйти в широкий мир, а потом идти дальше.

Мнение

Владимир Толстой, советник президента РФ по вопросам культуры, глава МАПРЯЛ:

- Люди, которые сегодня пытаются сохранять русский язык, преподавать и продвигать его в западноевропейских странах, Прибалтике или США, сталкиваются не только с тем, что им мешают работать, но и с прямыми угрозами. Однако ведь мир не ограничивается этими странами. Есть Латинская Америка, где, наоборот, сейчас наблюдается всплеск интереса к России, государства Африки и Юго-Восточной Азии, которые тянутся к нашей стране. Особая тема - постсоветское пространство.

Мы видим попытки отменить русскую культуру и сталкиваемся со стремлением помешать распространению русского языка в Западной Европе и США. Но что делать с симпатией к России, которая среди обычных людей никуда не исчезла? Вот с чем ничего не могут поделать наши западные "партнеры", хотя они и прилагают большие усилия, чтобы мир отвернулся от нас.

Да, есть прагматическая сторона вопроса, когда язык учат, чтобы торговать, развивать рынки, создавать совместные предприятия. Но есть и эмоциональная, когда люди искренне, абсолютно бескорыстно увлекаются культурой другой страны. Россию в разные времена любили за ее достижения в освоении космоса, балетном и оперном искусстве и, конечно, за великую русскую литературу - Толстого, Достоевского, Чехова, Булгакова. Наши писатели - безусловные властители дум на всех континентах.

Между тем

Геополитика влияет

- Интерес к русскому языку в мире во многом зависит от геополитической ситуации, - пояснила глава Кыргызского общества преподавателей русского языка и литературы Замира Дербишева. - Да, сегодня в этом отношении не самые лучшие времена. Но русский язык и литература все равно имеют огромное значение. К примеру, в конце прошлого года в Санкт-Петербурге прошел XV конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), на который приехало более 500 ученых и преподавателей-русистов из 55 стран мира. Мы тоже принимали участие в этом масштабном мероприятии. МАПРЯЛ, кстати говоря, создали в 1967 году по инициативе представителей ФРГ, Франции и Австрии.

Позиции русского языка в мире сегодня, несмотря ни на что, сильны. А если говорить о Кыргызстане, то у нас русский имеет статус официального, и никакого недовольства у населения страны это не вызывает. В последнее время я замечаю, что в столицу приезжают ,чтобы стать учителем русского языка и литературы, выпускники из регионов, которые порой сами еще не говорят по-русски. При этом у них огромное желание учиться. Да, для преподавателей это вызов, но как эти студенты увлечены! Они становятся поклонниками русского языка, его настоящими распространителями и популяризаторами.