Войти в почту

Подвели весь мир: как ВОЗ провалила борьбу с коронавирусом

Всемирную организацию здравоохранения давно ругают за непоследовательность, ошибочные решения и недопустимое промедление, которое стоит многих жизней. Что было не так в нынешней ситуации с коронавирусом? Как ВОЗ реагировала на прошлые эпидемии нашего времени? Зачем эта организация и в чем ее проблема?

Когда нам выдают медицинские предписания, ссылаясь на ВОЗ – Всемирную организацию здравоохранения – они кажутся авторитетными и неоспоримыми. Их обычно дублируют Минздравы стран, включая Россию. А в условиях эпидемий рекомендации ВОЗ могут поднять спрос так, что даже самое простое средство становится на вес золота.

В разгар коронавируса так произошло с парацетамолом, который смели из аптек во всем мире, потому что организация заявила о его безопасности для заразившихся COVID-19 по сравнению с ибупрофеном. Но за громким пиаром последовала менее заметная новость – что ВОЗ изменила мнение и реабилитировала ибупрофен.

Вроде бы ничего такого – допустим, сначала ВОЗ рекомендовала то, в чем была полностью уверена, а спустя время получила доказательство безопасности другого лекарства. Здесь, по крайней мере, никто не пострадал, кроме продавцов ибупрофена.

Но на самом деле организацию давно обвиняют в непоследовательности, ошибочных решениях и недопустимом промедлении, которое стоит многих жизней.

Коронавирус: что ВОЗ сделала не так

В ситуации с нынешней пандемией ВОЗ снова действовала провально, о чем сейчас пишут мировые СМИ. Главная претензия: вместо того, чтобы вовремя предупредить мир об yгрoзе китайского вируса и объединить страны в защитных мерах, она довольно долго создавала «ложное чувство безопасности». Результат мы видим каждый день в статистике по заболевшим и летальным исходам.

Сейчас ВОЗ нахваливает Китай – как он справился с эпидемией. Но эта страна изначально скрыла серьезность коронавируса, а ВОЗ этому потворствовала, пишет The Financial Times.

Так, Тайвань еще в конце декабря предупредил организацию, что новый коронавирус передается от человека к человеку. Но она проигнорировала это (только потому, что частично признанный Тайвань не представлен в организации как самостоятельное государство) и не передала другим странам, дожидаясь, пока подтвердит Пекин. Минздрав КНР сделал это только 20 января – спустя почти месяц.

За несколько дней до этого ВОЗ писала в твиттере:

«Предварительное расследование китайскими властями не нашло ясных свидетельств передачи нового коронавируса от человека к человеку».

23 января, когда коронавирус перекинулся на другие страны Азии и уже был первый заболевший в США, глава ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус выступил с таким заявлением: «Это чрезвычайная ситуация для Китая, но пока еще нет глобальной чрезвычайной ситуации».

Только через неделю, 30 января, ВОЗ признала вспышку коронавируса ЧС международного значения. Тем не менее она решила, что этого недостаточно, чтобы закрывать границы, и даже призвала страны, которые поспешили ограничить транспортное сообщение, не делать этого.

К тому времени коронавирус распространился на 19 стран на 4-х континентах.

Еще дольше откладывалось объявление пандемии – это произошло только 11 марта, когда коронавирус заразил больше 115 стран. Примечательно, что телеканал CNN самостоятельно сделал это объявление на 2 дня раньше, чем ВОЗ.

«По идее, ВОЗ должна защищать здоровье людей, предупреждать правительства о возможных yгрозаx и требовать действий, а не преуменьшать возможные глобальные бeдcтвия, что, по-видимому, и произошло»,

- заключила ведущая канадская газета The National Post.

Не первый случай «вопиющей небрежности»

ВОЗ обвиняли в чудовищном бездействии во время вспышки вируса Эбола в Западной Африке в 2014 году. Тогда в Гвинее, Сьерра Леоне и Либерии эпидемия унесла по меньшей мере 11 300 жизней.

По словам международных экспертов, которые впоследствии оценивали допущенные ошибки, ВОЗ была в курсе, что эпидемия, начавшаяся в декабре 2013-го, уже к весне выйдет из-под контроля. Однако несмотря на призывы «Врачей без границ», которые умоляли о помощи, организация объявила ЧС только в августе. Это была «вопиющая небрежность, которая усугубила огромные страдания и умножила жepтвы», заключили эксперты.

В 2009 году, наоборот, ВОЗ поспешила назвать вспышку свиного гриппа пандемией, когда она оказалась слабее, чем ожидалось.

Более того, организация настаивала на массовых прививках населения, и многие страны потратили огромные деньги на закупку вакцины от несуществующей пандемии. Россия, в частности, спустила 4 млрд рублей. ВОЗ тогда заподозрили в сговоре с фармацевтами, чья прибыль только в Европе достигла 7 млрд евро.

Что такое ВОЗ и в чем ее проблема

Всемирную организацию здравоохранения неспроста за глаза называют «сборищем бюрократов».

ВОЗ – специализированное учреждение ООН со штаб-квартирой в Женеве, которое было создано в 1948 году и с тех пор реформировалось. По идее, ей отводится ведущая роль при решении проблем глобального здравоохранения, включая подготовку стран к чрезвычайным ситуациям.

В ВОЗ входят около 200 стран, в том числе Россия, которые, опять же, по идее, должны соблюдать главный «закон» – Международные медико-санитарные правила. Среди прочего они обязывают страны действовать определенным образом во время вспышек эпидемий.

На самом деле, как пишут СМИ, этот орган раздут, бюрократичен, сильно зависит от взносов и пожертвований, имеет массу организационных проблем и напичкан политическими марионетками. А упомянутые правила в действительности «беззубые»: странам ничего не грозит за неисполнение.

В 2005 году правила были реформированы из-за того же Китая, который поздно выдал правдивую информацию о вспышке атипичной пневмонии в 2003-м. Но как показывает нынешняя пандемия коронавируса, эта реформа провалилась.

По сути, у ВОЗ нет выбора: они вынуждены идти на уступки, чтобы не было еще хуже. Грубо говоря, приходится публично восхвалять Китай, чтобы обеспечить обмен данными и допуск международных комиссий в эту страну. Если бы была публичная критика КНР за сокрытие информации, то, вероятно, было бы еще меньше сотрудничества с его стороны, пояснили эксперты изданию Vox.